Темы: Гитель Итахов, Лех Леха
Когда евреи находились под властью Римской империи, то часто страдали от жестоких указов. Мудрецы собрались вместе, чтобы решить, как задобрить императора.
— Нужно сделать императору дорогой подарок, — сказал один из мудрецов.
— Что мы можем послать? — спросил другой.
— Император любит украшения. Следует ему подарить драгоценные камни, серебро и золото.
Они собрали целый сундук драгоценностей. Но кто доставит его императору? В те времена путешествовать было опасно. Путь был далеким и трудным. Могли напасть разбойники и все украсть. Выбор упал на Нахума Иш Гамзу. Его так называли, потому что он всегда повторял «гам зу летова», «и это к лучшему». Он был большим праведником, и ради него Всевышний часто творил чудеса.
— Я не боюсь ни тяжелой дороги, ни разбойников, — сказал Нахум Иш Гамзу. — Я полагаюсь на Б—га и верю, что со мной ничего плохого не случится.
С тяжелым сундуком Нахум Иш Гамзу отправился в путь, а по дороге все время учил Тору. Он остановился переночевать в одной гостинице. Хозяин гостиницы заметил огромный сундук и подумал: «Наверняка там лежат драгоценности. Нужно проверить».
Нахум Иш Гамзу поужинал, поблагодарил Б—га за то, что Он дает пропитание всем Своим Творения, и спокойно лег спать. Глубокой ночью хозяин гостиницы пробрался в комнату своего постояльца, украл ключи, открыл сундук. У него выкатились глаза при виде несметного богатства. Он тут же решил взять все драгоценности себе, а в сундук насыпал землю со своего двора.
После утренней молитвы Нахум Иш Гамзу собрался в путь. «Что—то сундук стал какой—то легкий, — подумал он. — Дай посмотрю, все ли на месте». Нахум Иш Гамзу открыл крышку, но вместо драгоценностей увидел землю. «Что ж, и это к лучшему» — сказал он сам себе и поехал, как ни в чем не бывало.
После долгих дней пути, наконец—то прибыл Нахум Иш Гамзу во дворец. Императору доложили, что пришел еврей и хочет сделать ему подарок.
— Проводите его ко мне, — приказал император. — Посмотрим, чем евреи хотят меня удивить.
Когда Нахум Иш Гамзу открыл сундук, император ахнул:
— Это мой подарок? Грязь? Так евреи чтут своего императора? Теперь я знаю, что вы замышляете против нас, и за это будете наказаны. Немедленно заточить этого негодяя в тюрьму!
Нахум Иш Гамзу сказал:
— И это к лучшему. — Даже в темнице он продолжал молиться Всевышнему и учить Тору.
Ночью императору явился Элиягу Анави в лице одного из полководцев:
— Не может быть, чтобы евреи послали в подарок обычную землю. Наверняка это та же земля, которую использовал их праотец Авраам в войне против четырех царей. Если бросить ее на врага, то она превратится в копья и стрелы.
— Надо будет проверить, — сказал император, пробудившись.
В то время римские войска пытались завоевать один город. Долгое время они не могли одержать победу. Император послал своему полководцу землю, которую привез Нахум Иш Гамзу, и случилось чудо. Песок превратился в копья и стрелы, и враг был побежден.
Император очень обрадовался, велел освободить Нахума Иш Гамзу и сказал ему:
— Теперь я знаю, что евреи на самом деле желают нам добра. Ты сделал мне большой подарок, и за это я тебя щедро вознагражу. Принесите ему два сундука и наполните их драгоценностями из моей казны, — велел он слугам.
— И это к лучшему, — сказал Нахум Иш Гамзу и отправился домой.
По дороге он остановился на ночлег в той же гостинице. Хозяин очень удивился, что тот возвращается с еще большим богатством, и расспросил, что к чему. Тут же он решил наполнить десять сундуков такой же землей и отвезти императору.
— Вот волшебная земля, которую привез недавно еврей. Она с моего двора.
Император обрадовался и немедленно послал своим войскам. Но на этот раз чуда не произошло. Земля только засорила глаза солдатам, и враги напали на них и победили.
Император сильно разгневался и приказал казнить обманщика.
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?