Рав Пинхас из Корца был одним из праведников своего поколения. Он проводил дни и ночи в Доме Учения. Долгое время никто не подозревал, что он — не обычный еврей, а большой мудрец. Но когда люди это поняли, они начали приходить к нему домой с вопросами и за благословением. Рав Пинхас встречал всех приветливо, терпеливо выслушивал и давал советы. Он был рад, что помогает людям, но в душе жаждал только сидеть и учиться. Но как отказать евреям, которые приходят к нему за помощью?
Однажды он решился помолиться Всевышнему, чтобы люди перестали к нему приходить. Пусть даже все его будут презирать, главное — чтобы он мог учиться без помех. Б-г внял его просьбе, и так и произошло. Люди не только перестали к нему ходить — они перестали даже здороваться с ним при встрече. Раву Пинхасу только это и было нужно. Он вернулся к учению, как прежде.
Но вот наступил месяц Тишрей. Прошли Рош а-Шана и Йом-Кипур, и осталось только четыре дня до Суккота. Раньше ученики ешивы и горожане бежали наперегонки, чтобы помочь раву Пинхасу построить сукку. А в этом году никто не явился. Никто даже и не подумал, что раву Пинхасу нужна помощь.
Сам рав Пинхас не умел строить, потому что все свое время проводил в изучении Торы. У него даже не было необходимых инструментов. В конце концов он нанял нееврея, но никто не хотел одолжить ему пилу и молоток. С большим трудом, за несколько часов до праздника, сукка была наконец-то построена. Реббецин зажгла в сукке праздничные свечи, а рав Пинхас поспешил в синагогу.
В те времена все, кому нужно было где-то провести праздник, становились у выхода из синагоги и ждали, чтобы кто-нибудь их пригласил к себе. Рав Пинхас тоже хотел пригласить к себе гостей, но ни один из местных бедняков или приезжих не захотел пойти с ним. Такой сильной была неприязнь к раву Пинхасу, что даже незнакомые люди не хотели находиться рядом с ним.
Он медленно направился домой без единого гостя. Перед трапезой он начал произносить приглашение для Ушпизин — Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида — которые посещают сукку каждую ночь праздника. Рав Пинхас был настолько большим праведником, что мог видеть Ушпизин воочию. Но тут он заметил, что праотец Авраам стоит при входе в сукку, но не заходит.
— Авраам-авину, — взмолился рав Пинхас. — Почему даже ты не заходишь ко мне?
Авраам-авину ему ответил:
— Я всю жизнь принимал у себя гостей, потому что хотел выполнять волю Всевышнего. Я не думал о себе, а только о других. А ты думаешь только о себе. Поэтому к тебе никто не пришел. И я тоже не зайду.
Рав Пинхас упал духом. Он понял, что самое главное — это помогать другим. Он начал молиться, чтобы опять найти милость в глазах людей. Пусть они приходят за помощью — он никому больше не будет отказывать. Вскоре в дом рава Пинхаса устремились люди, жаждущие совета и благословения праведника. С тех пор в его доме всегда было шумно от гостей.
По мотивам книги «The Unpopular Tzaddik».
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?