Темы: Гитель Итахов, Ханука, Бааль Тшува, Самосовершенствование
По прохождению осенних праздников, Рош аШана, Йом Кипура и Суккота, состоялся шаббатон для старшеклассниц одной из еврейских школ для баалей тешува. После впечатляющих речей и трогательных разговоров встала одна девушка и попросила слова. Глаза всех присутствующих устремились на нее, и она произнесла: «На самом деле, это так хорошо идти путями Торы. Тора наполняет наше существование смыслом и служит нашим Путеводителем. Она не дает затеряться в суматохе жизни. Она расширяет наш взгляд на мир, помогает понять боль и страдания и успокаивает сердце». Потом ее губы задрожали, и ломающимся голосом она прошептала: «Но это так… трудно…». И заплакала. И все присутствующие тоже заплакали вместе с ней, потому что поняли, что она имеет виду. Они поняли, через какие трудности должна пройти молодая девушка, сама решающая вернуться на путь своих отцов. Иногда ей нужно противостоять давлению семьи и друзей, не поддаваться соблазнам светской среды. Но также ей нужно выстоять во внутренней борьбе со злым началом, не попасть в его сети и не отчаяться, не разочароваться в своем служении Вс-вышнему.
Рав Шалом Ноах Брозовский, благословенна память о праведнике, пишет в своей книге «Несивос Шалом», что есть два уровня молитвы. Один уровень мудрецы сравнивают с восходом солнца, а другой — с закатом. Так же как мы приветствуем утро с приливом новых сил, молитва «восходящего солнца» наполнена оживлением, вдохновением, жаждой связи с Творцом. Закат указывает на то, что день подходит к концу, когда энергичность сменяется утомлением, а разум и тело требуют отдыха. Молитва «на закате» получается онемевшей от ежедневной рутины, когда новшество притупилось, и вдохновение прошло. Может показаться, что молитва, не имеющая искры и блеска, не угодна Вс-вышнему. Однако, все время, пока мы поднимаем наши глаза к Нему, Он принимает наше служение.
Это приводит нас к уроку Хануки. Во-первых, мы должны делать то, что правильно. Мы обязаны выполнять заповеди, даже если весь мир их отрицает и выставляет нас на посмешище, так же как Маккавеи вышли войной против греческой культуры. И потом, когда мы ощущаем, что внутри осталась только малая крупица духовной энергии по сравнению с той, которая была раньше, мы должны использовать ее всю до конца, не дожидаясь нового прилива вдохновения. Так же, как Маккавеи решили зажечь то малое количество масла, которое нашлось в оскверненном Храме, не дожидаясь, пока приготовят новое. Для них Б-г сотворил чудо, и масло горело восемь дней вместо одного дня. Б-г сделает чудо и с нами и вознаградит наши старания, дав почувствовать связь с Ним еще сильнее, чем было раньше.
Переводчик Гитель Итахов
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.