«И увидишь глазами своими» (3:27). Насколько же вредно качество гнева! Оно делает жизнь человека трудной, не давая ему покоя! И как прекрасна спокойная и безмятежная личность! Если б мы по-настоящему понимали, насколько гнев вреден для нас и как сильно он нарушает структуру нашей жизни, то несомненно искоренили бы это дурное качество изнутри себя. Мы бы не успокоились, пока не достигли уровня, когда никто не в силах разозлить нас. О следующем случае рассказал гаон рав Авраам Гениховский. Он обычно предварял это словами, что рассказ, который он собирается поведать, «заставляет волосы встать дыбом». Этот текст приведен в удивительной брошюре «Оган а-Саар», вышедшей в память об этом учителе.
Речь идет о еврее, который был особенно раздражителен, и это сильно мешало ему. Мудрецы уже высказались на этот счет (Псахим 113 б): «У вспыльчивых жизнь — это вовсе и не жизнь». Из-за своего гнева этого человека не могли терпеть ни дома, ни в кругу друзей. Он пытался освободиться от гнева разными способами, но все безуспешно. На каком-то этапе он пришел к Стайплеру и изложил ему свое большое несчастье. «Я уж все советы перепробовал, но ничто не помогло», — сказал он.
Учитель всей диаспоры мягко посмотрел на него и сказал, что есть еще один совет, который, вероятно, поможет ему освободиться от гнева, но при одном условии. «Будешь ли ты готов выполнить условие, которое я тебе предложу?» — спросил он.
«Любое условие, о каком скажете, не будет помехой, лишь бы избавиться от ужасной привычки гневаться», — пообещал тот человек.
«Я и не стану просить ничего особенно трудного, — сказал учитель, — ты просто посмотри мне в лицо пять минут, не прерываясь и не отвлекаясь ни на что. Согласен?»
Тот еврей услышал и сильно обрадовался. Во-первых, действительно речь не шла о чем-либо сложном; в добавок, кто ж не согласится посмотреть в лицо такому праведнику, как Стайплер?
И вот наш учитель начал строить разнообразные гримассы на своем святом и утонченном лице. Один глаз отводил вверх, другой — вниз, потом вдруг делал злобное лицо, исполненное ярости. Так он чередовал раз за разом на своем лице спокойные взгляды с теми, что выражали гнев и злость.
А гость его сидит и поражается столь необычному зрелищу. Поскольку он пообещал смотреть пять минут без перерыва, то не стал отводить глаза от святого лица учителя, хотя для него это было неописуемым кошмаром.
И вот, пять минут прошло, и Стайплер вернулся к обычному выражению лица. Затем он обратился к еврею и сказал: «Знай же, так выглядит гневающийся человек. Так и никак иначе!»
Рав Авраам Гениховский сказал, что учитель хотел показать своему собеседнику его самого «в зеркале» — представить ему, как выглядит он сам, когда злится, чтобы тот понял и прочувствовал свой неподобающий вид и отошел от своего порока.
Действительно, тот еврей рассказывал, что пример Стайплера сопровождал его на протяжении всех лет, и когда он собирался разозлиться, то представлял себе выражение лица этого праведника и тотчас воздерживался от гнева (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина