«Всесожжение на костре, на жервтеннике всю ночь до утра» (6:2). В слове «костер» (мокда) стоит маленькая буква Мем, тогда как во фразе «Искренним будь с Б-гом Всесильным твоим» (Дварим 18:19) буква Тав из слова «искренний» (тамим) — большая.
Раби из Коцка учит из этого, что человек должен иметь большую веру и искренность с Творцом, как об этом говорит Бааль Турим: «Если будешь искренним, ты словно выполнишь этим всю Тору от начала и до конца». Но когда речь идет о пламенном стремлении — о «костре», то бывают случаи, когда нужно стараться исполнять все взвешенно, а огонь своих стремлений скрывать, в некоторой мере даже уменьшая его. Вот почему буква Мем написана маленькой. Что же касается доверия к Творцу (тмимут), оно должно быть полностью совершенным, даже если это связано с усилиями и большими трудностями.
Хатам Софер в ночь Песаха говорил своим потомкам следующее:
«Дети мои и внуки, послушайте хорошенько. У народа Израиля было два испытания в Египте перед избавлением. Они же станут и последними испытаниями перед приходом Машиаха.
Первым было испытание деньгами. Когда Египет поразило тьмой, и несколько дней царил мрак, сыны Израиля видели дома египтян и их большое богатство. Сердце евреев желало разграбить и взять себе все, что попадется под руку, из чувства мести за годы мучений и рабства. Единственное, что удержало их от этого, — это вера в обещание Б-га, что в итоге они выйдут оттуда с большим имуществом.
Вторым было испытание страхом. В ночь Песаха евреи укрывались в своих домах и слышали снаружи крики и вопли вследствие умертвления первенцев. Таких криков еще никогда не слыхали в стране египетской. А сыны Израиля, по правде говоря, не знали наверняка, доносятся ли эти ужасающие голоса из домов египтян, паникующих в виду гибели своих сыновей, или, быть может, голоса слышны также и из еврейских домов, где тоже царит смерть. Но несмотря на это, никто из них не вышел за порог дома до утра, поскольку верили и уповали на слова Моше. Они верили, что ужасные крики, доходящие до их ушей, — следствие гибели первенцев Египта.
Следовательно, народ Израиля выдержал эти тяжкие испытания в заслугу совершенной веры в Б-га и в служителя Его Моше. Два эти испытания, — говорил Хатам Софер, — будут и перед последним избавлением. В ту пору еврейский народ снова спасется лишь в силу доверия к великим мудрецам поколения».
Возможно, это объясняет, почему ученики ешив на юге страны продолжали учиться, когда рядом с ними падали бомбы, и не ушли оттуда, пока главы поколения не указали им сделать это. Это и есть испытание страхом, о котором говорил Хатам Софер. Испытание деньгами в нашем поколении тоже нелегкое. Но учащиеся продолжают сидеть за книгами, даже и когда им вновь и вновь урезают и без того бедную стипендию и ограничивают в других сферах.
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?