Темы: Шмини Ацерет, Оцарот
Мудрецы постановили отмечать Симхат-Тора в Шмини-Ацерет. Сказано: «Таков он, путь Торы — хлеб с солью ешь, воду пей, на земле спи, Торой занимайся. Ты будешь счастлив в этом мире, и благо будет тебе в грядущем мире» (трактат «Авот», 6:4).
В книге «Ховот а-левавот» злое и доброе желание сравниваются с водой и огнем. Они не могут существовать в гармонии, находясь в постоянном противоборстве. Но это не означает, что жизнь надо проводить в страданиях. Представим себе человека, который во время ярмарки стоит за прилавком и продает товар. Он знает, что недельного заработка хватит на целый год. Такому торговцу и в голову не придет отпроситься на перерыв, закрыть магазин, ограничить график работы. Продавец готов проводить долгие часы за прилавком и питаться всухомятку — лишь бы покупатели платили деньги за товары.
Рабби Исраэль Любчинский, зять известного праведника из Новардока, глава ешивы в Барановичах, как-то поехал в соседнее местечко. Там он присоединился к группе ешиботников, которые долгими днями и ночами изучали Талмуд. Столовой в ешиве не было, и ешиботники, как тогда было принято говорить, «ели по дням» — каждый день та или другая еврейская семья приглашала к себе на обед одного из учеников.
Надо заметить, что р. Любчинский на момент описываемых событий был автором нескольких важных книг. Некий ешиботник удивился — вы, ученый человек, раввин и автор книг, вместе с нами ходите из семьи в семью в поисках тарелки с супом? Раввин отшутился: «В Теиллим (34:13) сказано: “Человек, желающий жизни, любящий долголетие (дословно — “дни”), чтобы видеть добро”. Сам царь Давид учит нас, что еда по дням приводит к добру!»
В Суккот мы пребывали во временных жилищах. Именно после семи дней праздника мы способны почувствовать радость получения Торы. В трактате «Сукка» цитируется рабби Элиэзер, который сказал: «Что символизируют 70 быков, которых приносят в жертву в Суккот? Они символизируют 70 народов. Чтобы пошел дождь, нужно принести жертву за их проступки (ведь в Суккот Всевышний выносит вердикт о воде). А что символизирует бык, которого приносят в жертву в Шмини-Ацерет? Он символизирует еврейский народ — как если бы царь сказал друзьям, с которыми он провел целую неделю: останьтесь со мной еще на день, а я устрою для вас богатую трапезу».
В середине 19-го века царское правительство предприняло очередную атаку на ешивы. Был издан указ об обязательном преподавании светских предметов ешиботникам. Власть надеялась, что это поспособствует их ассимиляции. Различные еврейские активисты ходили на поклон к министру просвещения, умоляя отменить указ, но всё было тщетно. «Мы ж не запрещаем вам учить Тору, — ухмылялся министр. — Мы просто хотим, чтобы вы знали еще и русский язык, были образованными гражданами».
Раввины собрались на экстренное совещание. Как объяснить министру, что новая учебная программа нанесет ущерб традиционному укладу еврейских местечек? Как намекнуть, что именно из ассимилировавшихся ешиботников получаются революционеры-смутьяны? Один из собравшихся предложил перевести на русский и показать министру благословение, которое читают утром и вечером перед молитвой «Шма, Исраэль»: «Любовью вечной возлюбил Ты дом Израиля, народ Твой. Торе, заповедям, уставам и законам научил Ты нас». Инициатор перевода пояснил: «Царский чиновник прочтет и поймет, как важна для евреев Тора». Внезапно в зале послышался голос рабби Иче из Поневежа: «Если бы мы сами понимали и воспринимали эти строки, нам бы не пришлось их сейчас переводить».
Симхат-Тора — это квинтэссенция изучения Торы. Благодаря исполнению заповедей мы уменьшаем влияние на нас других народов и чуждой культуры. Да сбудутся слова, написанные в молитвеннике!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина