«Ибо если строго соблюдать будете…» (11:22) В другой главе Торы, «Ваикра», приведено постановление «И соблюдайте, и выполняйте». Комментатор Раши поясняет: соблюдение — это изучение законов, выполнение — практическая их реализация. А вот что имеет в виду Тора, когда требует строгого соблюдения?
Наши мудрецы приводят притчу о двух братьях, которым отец время от времени давал карманные деньги. Первый брат проедал полученные им монеты, второй же копил. По прошествии нескольких лет у второго брата скопилась значительная сумма, тогда как материальное положение первого не изменилось. Мораль: надо изучать законы Торы — тут параграф, там страница, и потом окажется, что вы обладаете огромными знаниями.
Раввина Галинского однажды пригласили на трапезу, посвященную окончанию изучения раздела Талмуда. «О каком разделе идет речь?» — поинтересовался р. Галинский. «Таанит», — ответил организатор. Раввин удивился: это довольно короткая часть Талмуда, львиную долю которой составляют различного рода рассказы и притчи. «А за какой период времени вы прошли этот раздел?» — продолжил задавать вопросы р. Галинский. «За семь лет. Мы проводим уроки раз в неделю после субботней молитвы» — ответил организатор.
Услышав это, раввин тотчас принял приглашение. Речь шла о коротком занятии для людей, которые с минуты на минуту ждут возможности пойти домой и насладиться чолнтом, кугелем и другими субботними яствами. Однако они пересиливают себя, оставаясь в синагоге на дополнительные 10–15 минут. Тут параграф, там абзац, и за семь лет прихожане выучили целый раздел Талмуда. Это действительно повод для радости!
Во время торжественной церемонии р. Галинского попросили произнести речь. По своему обыкновению, он начал с рассказа. В начале века жил в Германии религиозный еврей, который работал врачом. Как-то раз он поехал в Литву к местным соплеменникам. Перед ним открылся неизвестный ему ранее мир ешив, возглавляемый прославленным Хафец-Хаимом.
Врач понаблюдал за своими сверстниками, которые свободно разбирались в премудростях Талмуда, и забеспокоился: «Они-то точно удостоятся места в грядущем мире, а вот что будет со мной?» Этот вопрос он задал самому Хафец-Хаиму. Тот успокоил посетителя: «У каждого еврея есть удел в грядущем мире. Вполне возможно, что вы окажетесь рядом со мной».
Лекарь знал, что Хафец-Хаим не склонен шутить. Раввин продолжил: «Вот вам доказательство. В главе „Берешит“ написано, что древо жизни росло в самом центре райского сада (Берешит 2:9). Зачем Тора приводит эту информацию? Не всё ли равно, где росло дерево, в центре ли, на окраине ли?»
«Объяснение таково — доступ к древу жизни был одинаковым из любой точки сада, что с севера, что с юга. Так и удел в грядущем мире в равной степени доступен каждому еврею. Всевышний сделал так, что я вырос в Вильно, учился у рабби Исраэля Салантера, составил несколько книг на еврейские темы. Вас же Всевышний поселил в Германии, дал медицинское образование, сделал Б-гобоязненным врачом, который помогает пациентам и освящает имя Торы».
Раввин Галинский продолжил свое выступление. В Талмуде сказано, что 15 ава еврейские девушки плясали в виноградниках. Кроме того, в Талмуде сказано, что после прихода Машиаха Всевышний устроит пляски для праведников. Каков духовный смысл танцев? Ивритское слово «махоль» (танец) указывает на хоровод. В хороводе у каждого есть свое место, и каждый в равной степени близок к центру.
Следует делать то, что Б-г требует от каждого из нас. От ученика ешивы Он требует круглосуточной учебы, от врача и инженера — изучения Торы в свободное от работы время. Именно тщательное соблюдение этого принципа позволяет со временем стать гораздо более богатым духовно.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина