«И преклонил плечи свои для ношения» (Вайехи 49:15). Вот история, которую рассказал раввин Галинский: «Однажды я поехал в США, чтобы найти спонсоров для учебных заведений в Израиле. Еврей-таксист, которому я рассказал о цели визита, дал целый ряд рекомендаций — А. любит хасидские притчи, расскажите ему одну; Б. учился у раввина В., процитируйте что-нибудь из его книжек; Г. постоянно изучает недельные главы Торы, поделитесь с ним интересным комментарием. И так далее.
Я поблагодарил водителя за ценные советы и спросил, стоит ли обращаться за пожертвованиями к бизнесмену Д. Таксист покачал головой: ой, ребе, этот человек не даст ни цента. Зато он любит цитировать трактат “Пиркей авот” — “Занятия Торой, не сочетающиеся с работой ради пропитания, не могут продолжаться долго и повлекут за собой грех” (Авот 2:2). А еще он продекламирует другой афоризм: “Таков путь постижения Торы: хлеб с солью ешь, и воду пей в меру, и спи на голой земле” (Авот 6:2).
Тем не менее, я решил направиться именно в офис Д. и предупредил таксиста: “Вы тоже пойдете со мной”. Тот удивился, но дал согласие.
Потенциальный спонсор оказался приветливым человеком. Он принял меня со всеми почестями, но предупредил: “Бездельникам я денег не даю. Рабби Гилель был дровосеком, рабби Йоханан — сапожником, а рабби Ицхак — кузнецом. Раши торговал вином, Рамбам зарабатывал на жизнь врачеванием. Хафец-Хаим помогал жене торговать…”
Я подготовился к такому повороту событий. “Вы правы, — сказал я бизнесмену. — Но у меня к вам дело другого свойства. Не могли бы вы разрешить спор между мной и таксистом?”
Сложно было сказать, кто больше удивился, богач или водитель, который и понятия не имел о том, что мы о чем-либо спорили. “Итак, — продолжил я, — этот таксист не берет с меня платы и тратит свое драгоценное время исключительно из уважения ко мне. Однако он хочет, чтобы я оплатил его расходы на бензин. Но ведь мои деньги — это деньги спонсоров, которые жертвуют на Тору, а не на топливо! А вы что думаете?”
Бизнесмен наморщил лоб и произнес: “Таксист прав. Всеми пожертвованиями, которые вам дают, вы обязаны ему. Он возит вас по всему городу и не требует денег. Вы должны, как минимум, компенсировать ему стоимость бензина”.
Я кивнул головой: “Спасибо. Нет ли у вас талмудического трактата “Брахот”?” Несговорчивый спонсор удивился и вручил мне необходимый фолиант. Я открыл вторую главу трактата и прочел: “Каждый вечер раздается голос с Небес: всё человечество получает пропитание благодаря заслугам рабби Ханины. А самому Ханине достаточно горстки плодов рожкового дерева, которые он ест от субботы до субботы”.
Там же рассказывается о рабби Хие, в льняной одежде которого завелись черви. Рабби Хия обратился за советом к рабби Йегуде а-Наси, который посоветовал вымочить ткань в воде, в которую добавлена кровь свежезарезанной курицы. Черви ее не переносят. В Талмуде задается следующий вопрос: когда рабби Хия и его сын приехали в Эрец-Исраэль из Вавилона, из-за их святости прекратились землетрясения, гром и молнии, вино прекратило скисать, а черви перестали поражать лён. Почему же пострадала одежда самого рабби Хии? Талмуд дает ответ: “Святость рабби Хии защищала весь мир, но не защищала его самого”.
Я обратился к бизнесмену: “Вы работаете и зарабатываете на жизнь. Но ученики ешив — это тот самый таксист, благодаря которому у вас есть деньги. Причем они не требуют ни процентов от ваших заработков, ни помесячной зарплаты, ни деликатесов. Всё, что им нужно, — это духовный бензин”.
Богач улыбнулся и признал мою правоту».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.