«И упрашивал он их очень, и зашли они к нему и вошли в его дом; и он приготовил им угощение, и пресные хлебы испек, и они ели» (19:3). Когда в Румынии и Венгрии установился пронацистский режим, на евреев был наложен ряд ограничений, а в обществе создалась погромная атмосфера.
Вскоре гитлеровцы захватили Венгрию. Евреи были отправлены в концлагеря. Некоторым удалось пересечь границу с Румынией и спастись. Румынские власти, в свою очередь, преследовали беженцев и при ближайшей возможности выдавали нацистам. Более того, было опубликовано постановление: за укрывательство беглеца — высшая мера наказания.
Попытаемся поставить себя на место румынских евреев. Представьте: идете вы по улице и видите еврейскую семью. По внешнему виду понятно, что это беженцы из Венгрии. Будучи смелым и благородным человеком, вы подходите и шепчете: «Я готов вас спрятать! Я тоже еврей!» В ответ вы слышите: «Нет-нет, спасибо, мы не хотим, чтобы вы рисковали. Мы как-нибудь сами справимся».
Ф-ф-ф-фу, от сердца отлегло. С одной стороны, вы продемонстрировали широту души, с другой — не придется рисковать жизнью, дрожа от каждого стука в дверь.
Такое поведение не сравнится с героизмом Лота, который жил в Сдоме — логове разврата и злодейства. Несмотря на грозившее ему наказание, он открыл дверь и пригласил путников войти. Лот не побоялся пожертвовать личной безопасностью и высокой должностью (в мидраше написано, что он был судьей).
Путники отказались: «И сказали: нет, ибо на улице заночуем». Лот мог спокойно вернуться к своим делам. Всё, что он мог, он сделал. Но Лот продолжал умолять путников остаться на ночлег.
Откуда у Лота, не отличавшегося праведностью, появилось такое упорство и готовность рисковать? Раввин Натан-Цви Финкель, «Дедушка из Слободки», дает следующее объяснение. Лот сопровождал Авраама в его походах. Гостеприимство и праведные поступки праотца стали школой жизни для Лота. А в других сферах его поведение осталось неидеальным.
Мораль: все мы не должны полагаться только на то, что мы привыкли исполнять автоматически. Да, мы соблюдаем кашрут и шаббат, надеваем тфиллин. А что с другими заповедями? С сосредоточенностью во время молитвы? С запретом сплетничать и злословить?…
(из книги «Мааян а-шавуа»)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина