«Арамеец губитель моего отца» (26:5)
Вот история из жизни. Встретил я рава одного района, известного человека, деятельного и уважаемого. Он попросил не называть его имени, и вы сразу поймете, почему.
Он был из «простой» семьи, потому что нет простых евреев, каждый драгоценный как золото. Брат его стал работать, занялся торговлей, а он весь ушел в Тору. Родители нажимали, чтобы оставил ешиву, занялся делом. И давление дало результаты, он «сломался». В последнюю минуту обратился его рав к родителям и рассказал им историю:
Гурканус был богатым земледельцем, и все его сыновья работали на его полях. Но один оставил полевую работу и ушел в ешиву. Гурканус рассердился. Оставить верное дело ради чего-то воздушного? Братья тяжело трудятся, а он сидит себе и учится? А при дележе наследства придет за своей долей, хотя не работал? Поэтому он встал и лишил его наследства. И мало того. Поехал в Иерусалим, чтобы сообщить ему об этом. Но когда приехал туда, был поражен. Чем? В это время Раби Йоханан бен Заккай, Наси Израиля, давал смиху самому большому из учеников. Кому? Угадайте. Раби Элиэзеру бен Гурканос. И когда предстал перед ним его отец, рав встал, обнял его и сказал: «Счастлив ты, что у тебя такой сын»!
Можно предположить, что он не сообщил сыну, что лишил его наследства. Больше того, имел от него очень много радости, раби Элиэзер стал гордостью семьи.
Рав закончил свой рассказ и спросил родителей: «Конечно, вы слышали о святом мудреце раби Элиэзере Гурканосе». И отец ответил: «Конечно. В мишне (Авот 2:8) говорится, что он колодец покрытый известью, который не теряет ни капли. Мишна полна высказываний и постановлений Элиэзера Великого».
Продолжил рав и спросил:
— А как звали его братьев? Никто не знает. Исчезли, и нет их.
Так, — закончил рав шхуны свой рассказ, — я остался в ешиве.
И пошел дальше своей дорогой. И я подумал, что, по сути, и брат рава тоже человек неизвестный. Из всей его семьи известен только рав!
К чему я это рассказал? Мы читаем в нашем разделе «арамеец губитель отца моего», о Лаване, который хотел искоренить все. Глагол «אובד» стоит в настоящем времени, «губящий» — то есть все время, все 20 лет, что Яков жил у него. Что же он хотел искоренить, не желая при этом, чтобы Яков от него уходил? Хотел его ввести в самый большой грех. И где это написано? В том-то и дело. Как звали сыновей Лавана? Никто не знает. И если бы Яков оставался с ними, как они, и он бы пропал. В полном смысле. А теперь, поскольку остался в чистоте и праведности, стал основой вечного народа — «А отец наш Яков не умер» (Таанит 5). Живет вечной жизнью в наших родственниках и близких.
И это относится к нам: «Кто умножает Тору, умножает жизнь», — и в этом смысле тоже.
Мы до сих пор встречаем евреев, которые гордятся своей родословной: этот столько-то поколений от Шла, другой 17 поколений от Маараля. И поколение передает следующему поколению, что были у них предки, которые писали книги, учили Тору. Ведь известно, «не провожают человека ни серебро, ни золото, ни камни, ни жемчуг, а лишь Тора и добрые дела».
И если мы хотим, чтобы нас помнили и даже гордились нами, надо «увеличивать жизнь» добавлением уроков Торы, расширением и углублением знаний (מעין השבוע).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?