Темы: Династия Хасмонеев, Оцарот
Среди благословений и пророчеств, которые сделал праотец Яаков перед смертью, было и такое: «Не отойдет скипетр от Иегуды» (Ваехи 49:10)
Говорят, что история повторяется, и что мудрый учится на чужих ошибках, тогда как глупый не извлечет урок даже из своих собственных упущений. Около двух тысяч лет тому назад хасмонеи подняли восстание против греческой империи. Силы были неравными, слабые боролись против сильных, немногие — против легионов.
Хасмонеи боролись не только за независимость. В первую очередь им было важно обновить служение в Храме и заново учредить Санхедрин (Синедрион). Это была честная и святая война, которая удостоилась поддержки Всевышнего.
Храмовая гора перешла в руки евреев, Храм был очищен, служение возобновилось, а оливковое масло, которого с трудом хватало на один день, горело целых восемь дней.
Иегуда Маккавей, великий военачальник и руководитель восстания, стал царем и храмовым первосвященником. После его смерти бразды правления перешли к Иегонатану, брату Иегуды Маккавея, а затем — к Шимону.
Царская династия хасмонеев просуществовала около ста лет, пока раб-эдомит Ирод не убил последнего хасмонейского царя. Он также вырезал все потомство хасмонеев, кроме девшуки Мирьям. В Талмуде рассказывается, что Ирод хотел жениться на Мирьям, но она решила покончить жизнь самоубийством (Кидушин 70).
Почему хасмонеев ожидал столь страшный конец? Рамбам пишет, что хасмонеи узурпировали престол. Они не происходили из колена Иегуды и тем самым нарушили сказанное в Торе: «Не отойдет скипетр от Иегуды».
Всевышний жестоко наказал потомков Иегуды Маккавея, сделав царем раба, который стал их палачом. Ведь царство, не основанное на законах Торы, не может существовать.
Мы обязаны извлечь уроки из случившегося. Тем более, что всё происходящее вокруг нас сигнализирует: еще не поздно вернуться к истокам, основать жизнь на законах Торы и удостоиться обещанных в ней благословений.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.