Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение войны хашмонеев.

Война и мир

Более года Иудея отдыхала от чужеземцев, — в это время Антиох вел неудачную войну на востоке своего царства, где и умер. После него остался несовершеннолетний сын, и от его имени империей правил Лисий.

Воспользовавшись волнениями в Сирии, маккавеи освободили от захватчиков всю Иудею и распространили военные действия на Эдом, Галилею и Заиорданье. Хотя им не удалось там укрепиться, евреи этих областей смогли переселиться в Иудею, чтобы жить среди своих собратьев.

Евреи-эллинисты, укрывшиеся в крепости Акра, посылали оттуда послания Лисию с просьбой защитить их от маккавеев. Укрепив свое положение в столице, Лисий во главе мощной армии вошел в Иудею. В этом походе принимали участие боевые слоны. Как обычно, маккавеи неожиданно атаковали своего грозного противника, но потерпели поражение. Йеуда и его соратники скрылись в Иерусалиме, а сирийцы осадили город. Маккавеи отчаянно защищались, но с течением времени запасы продовольствия истощились, и в Иерусалиме начался голод. Положение еврейского населения было отчаянным, но и тут евреям помог Всевышний. Из-за внутренних междоусобиц в Антиохии Лисий не смог продолжать осаду Иерусалима. Он заключил перемирие с Йеудой Макаби и предоставил евреям полную свободу вероисповедания. Менелай понес заслуженное наказание — в знак доброжелательного отношения к евреям Лисий приказал казнить его.

День Никанора

В годы правления Лисия в Иудее царил покой, но положение изменилось, когда после убийства Лисия и юного царя на престол Сирии взошел Деметрий. Евреи-отщепенцы, забывшие свою религию, во главе со священником Эльякимом оклеветали Йеуду Макаби и попросили у Деметрия помощи. Царь послал к Эльякиму полководца Бакхида, и они обратились к Йеуде и его братьям со словами мира, а также пригласили знатных жителей Иерусалима вступить с ними в переговоры. Не поверив сирийцам и эллинизированным евреям, Йеуда и его братья отказались от переговоров. Но жители Иерусалима не прислушались к их предостережениям, поэтому хашмонеям пришлось оставить город. Сирийцы вошли в Иерусалим. Захватив город, они жестоко расправились с его жителями, убив шестьдесят их предводителей, в том числе праведника Йосефа бен Йоэзера. Бакхид решил, что теперь в Иудее установится спокойствие и вернулся в Антиохию. Маккавеи воспользовались этим, чтобы освободить город от предателей-эллинистов; те снова обратились к сирийцам с просьбой о помощи. На этот раз Деметрий послал в Иудею Никанора. Никанор хотел захватить Йеуду живым и, когда ему это не удалось, поклялся, что, овладев городом, сожжет Храм. Но в решающем бою Никанор потерпел поражение, и его армия разбежалась. День этой великой победы — 13 адара (пост Эстер) — стал праздником для народа Израиля, и его назвали «Днем Никанора».

Смерть Йеуды

Йеуда Макаби возвратился в Иерусалим и, чтобы укрепить свою власть, заключил союз с римлянами. Этот неосторожный шаг привел впоследствии к страшным бедствиям. Девизом римлян было: «Разделяй и властвуй», а это означало — настраивать народы один против другого и, пользуясь их разногласиями, править ими. Поэтому римляне были рады вступить в союз с противниками Деметрия, правителя Сирии, и направили ему приказ не воевать против Йеуды. Но еще до получения этого приказа Деметрий послал армию в двадцать две тысячи человек во главе с Бакхидом, чтобы отомстить за поражение Никанора. Узнав о столь многочисленном противнике, большинство сподвижников Йеуды разбежалось, и с ним осталось лишь восемьсот человек. Они бесстрашно сражались с врагом. Йеуда поразил противников на правом фланге. Враг отступил, и маккавеи преследовали его по пятам. Но на левом фланге сирийцы одолели Маккавеев и в конце концов добрались до Йеуды и убили его.

После гибели своего предводителя маккавеи дрогнули и бежали. Тело Йеуды они унесли с собой и похоронили его в Модиине. Произошло это в 3600 году (160 году до н.э.).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…