Праотец Авраам послал своего раба Элиэзера за Ривкой, будущей женой Ицхака. Когда ее брат Лаван увидел носовое кольцо и браслеты на руках девушки, а также услышал о караване верблюдов, груженных подарками, он проявил неслыханное гостеприимство.
«И сказал он: Войди, благословенный Г-сподом! Почему стоишь ты снаружи? Я же освободил дом и место для верблюдов» (Хаей-Сара 24:31). Согласно комментарию Раши, Лаван освободил дом от идолов, которым активно поклонялся. Однако поколение спустя именно он будет не на жизнь, а на смерть преследовать семью Яакова, который-де украл у него любимых божков. Чем же вызван нынешний «либерализм»?
Рабби Менахем-Мендл из Коцка, известный, в частности, своими глубокими и мудрыми афоризмами, поясняет: как только сообразительный Лаван понял, что появился шанс заработать деньги и получить подарки, которые привез Элиэзер, он тотчас отказался от своих богов.
Но прежде чем обвинять Лавана в меркантильности, давайте призадумаемся. Леавдиль, разве не случалось в жизни каждого из нас, что ради какой-то сделки мы пропускали урок Торы, отказывались от общественной молитвы в синагоге из-за собственной лени, обижали ближнего для того, чтобы прослыть остроумными, и т. д. и т. п.?..
В преддверии Хануки стоит вспомнить детали еврейского противостояния грекам. Нашим предкам была предложена роскошная жизнь с одним условием: ассимилироваться, отказаться от «варварской» веры отцов. Однако евреи были готовы вынести самые страшные муки, но не нарушить ни на йоту заповеди Творца.
Многие поколения повторили их судьбу, как пишет Рамбан в комментарии к книге «Берешит»: «И есть другие поколения, которые делали это с нами, и даже хуже этого, и мы все вытерпели и прошли через это». Оказавшись в Эрец-Исраэль, где так легко соблюдать Тору и заповеди, неужели мы прервем многовековую цепь традиции?!
Наша праматерь Сара скончалась в Кирьят-Арба, как сказано: «И умерла Сара в Кирьят-Арба» (Хаей-Сара 23:2). Раши объясняет, что это место, в переводе с иврита «город четырех», получило свое название по именам четырех местных великанов — Ахимана, Шишая, Толмая и их отца. Кроме того, в этом городе были похоронены четыре пары: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея.
Почему Раши упоминает четырех великанов? Какое отношение они имеют к факту смерти Сары?
В книге «Эвен яшпе» цитируется следующий мидраш. Когда Авраам повел Ицхака на заклание, к Саре пришел Сатан и спросил: «Куда пошел твой сын?» Праматерь ответила, что Авраам повел Ицхака на учебу к Эверу.
Тогда Сатан сказал: «Не учиться он повел его, а зарезать». Сара пошла к четырем великанам и попросила их сказать, что они видят с высоты.
Великаны ответили: «Мы видим Авраама и Ицхака на горе Мория. В руке у Авраама нож». Когда услышала Сара эти слова, ее сердце остановилось от горя. Поэтому Раши и сообщает нам историю Кирьят-Арбы — слова четырех великанов привели к скоропостижной смерти Сары.
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?