«И отдаст Ашем врагов твоих… отступающих перед тобой» (Ки таво, 28:7)
Раби Шмуэль Шауль Сириро, благословенна память праведника, был равом Феса в Марокко около четырехсот лет назад. «Единственный в поколении, имя которого известно среди превосходных алахических авторитетов, и его алахические постановления принимают в любом месте. Кто подобен ему, учителю всех западных областей» (Хут а-мешулаш)
В своей книге «Диврей а-ямим» (Фес вэхахамея) он рассказал, что один год была засуха, и цены на урожай сильно повысились. Умножилось число бедных, и они умирали от голода. В месяц ияр постановили, чтобы все просили друг у друга прощения, как перед Йом Кипуром. Сказал он: «Городу Нинве было прощено только тогда, когда отошли от грабежа» (Йона, 3:8). Все разразились слезами и вернули украденное, и раби Шауль благословил каждого, кто раскаялся. Но большие воры, сборщики налогов, не раскаялись.
«Пойду я к великим и поговорю с ними… Ибо сбросили с себя иго, оторвались от традиций, умножились преступления их, усилилась необузданность их» (Ирмияу, 5:5—6).
Встал Менахем Сананиц, глава сборщиков налогов, разинул рот против рава и говорил, что, по его мнению, обвиняет тот без основания. Однако рав Шауль ответил, что отсутствие дождей доказывает, что он прав, как сказано (Трактат Таанит, 7), что дождей нет из-за греха воровства.
В тот вечер подули ветры, и спустилась роса, а до этого и росы не было.
Отсюда и далее мы цитируем его слова. Сказал Шауль: запишу, что случилось с Менахемом Сананицем, и я клянусь, что все, что я пишу — правда. А дело было так, не добавляя и не преувеличивая.
Вернулся я домой грустным и решил, что больше не буду упрекать. После этого я подумал, что, может быть, этот грех наложат на меня, и даже если меня оскорбляют, подобает упрекать, как написано: «Упрекай ближнего твоего и не понесешь за него греха», даже тысячу раз. Ведь и пророков ругали и поносили, но, несмотря на это, они упрекали, и так я размышлял около двух часов: ой мне, если скажу, ой мне, если не скажу, упрекать или нет.
После этого я взял книгу Танаха и молился Творцу благословенному, чтобы ответил мне на этот вопрос, чтобы знать, что делать. Помолившись, я открыл книгу, и увидел ответ в начале листа: «Скажи злодею: умрешь ты, но если не предостережешь ты его, и не будешь говорить с ним, чтобы предостеречь злодея в пути его, тот злодей за грех свой умрет, а за кровь его с тебя Я спрошу». А в начале: «Сын человеческий, смотреть поручил Я тебе за домом Исраэля», и обрадовался я этому.
И снова молился я и просил: Владыка мира, открыто Тебе и известно, что хочу я упрекать народ этот, но сейчас опасное время, и я боюсь злодеев, чтобы не повредили мне. Кто был более велик, чем пророк Шмуэль, мир ему, но даже он сказал: «Как я пойду, услышит Шауль и убьет меня (Шмуэль, 1:16—2), тем более такой комар, как я, ведь у меня совершенно нет заслуг». Поэтому Ашем, ответь мне на этот жребий…
Открыл я книгу и увидел в начале страницы: «Отдаст Ашем врагов твоих, восстающих на тебя… отступающих перед тобой» (Дварим, 16:2).
И все это записал я, чтобы рассказать о Провидении Благословенного. И принял я на себя обязанность упрекать всеми силами, и будет Ашем благословенный мне в помощь, амен да будет на это Воля Его.
А в святую субботу начали идти дожди, и продолжались около часа. А в четвертую ночь пошли благословенные и щедрые дожди.
И в примечаниях там рассказано, что раби Шауль продолжал спрашивать о будущем главы сборщиков налогов, и четыре раза открывал Танах, и были там буквы Пив'м в начале листов. Спросили его, в чем смысл их, и он ответил, что это аббревиатура написанного: «Вдруг будет он разбит, и нет исцеления» (Мишлей, 6:19). И так было тому главе сборщиков налогов. Утром он испустил дух. (Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?