«И закрыл Моше лицо свое» (Шмот, 3:6)
Наши мудрецы, благословенна память праведников, сообщили нам (Трактат Хагига,16), что каждый день выходит Небесный голос с горы Хорев и говорит: «Вернитесь, шаловливые дети» (Ирмеяу, 3:14), призывает к тшуве и приближению к Ашему. И задавали вопрос наши мудрецы: кто слышит этот Небесный голос — ведь он не выходит зря, и не обращен к святым праведникам, слышащим призывы свыше, но требует, чтобы грешники сделали тшуву. А если они не слышат его, что пользы в нем? И объясняли, что душа (нешама) слышит Небесный голос, она сотрясает струны сердца, ее силой пробуждаются в наших сердцах размышления о тшуве, как сказано: «Голос любимого моего зовет». Счастлив, открывающий двери своего сердца для этого пробуждения и приближения к Творцу!
Этот Небесный голос выходит с горы Хорев, и в нашей главе приходит Моше рабейну к горе Б-га Хорев и удостаивается видения горящего куста — «и закрыл Моше лицо свое». И сказали наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Брахот, 7), что Святой, благословен Он, хотел раскрыть ему Свое величие, но поскольку он закрыл лицо — упустил Моше это великое время, которое ушло и не возвратилось: «Когда Я хотел, ты не захотел, а сейчас ты хочешь — Я не хочу»
Удостоилось наше поколение духа свыше, укоренившегося в нас, чтобы вернуть сердца сыновей к их Отцу Небесному. Семинары общества «Арахим» полны до отказа, многие евреи приходят на уроки Торы, отзываются на Небесный голос, стучащего в сердца и призывающего: «Вернитесь!»
Однако есть те, кто хотя и не закрывают свои сердца, и приближаются к горе Хорев, но закрывают свои лица и говорят: не сейчас. Может быть, потом я запишусь на семинар, может быть, в будущем году…
Но они должны знать, что иногда подходящее время проходит, сердце опять закрывается, и обратный путь намного тяжелее. Не говоря уже о том, что мы каждый день ожидаем прихода Избавления, и счастлив тот, кто готов к Нему, и Машиах встретит его на пути поднятия и приближения. Счастлив, кто ответит на Небесный голос и скажет: «Вот я!»
Но не остановимся на этом. Известно высказывание Арака, автора книги «Бейт Исраэль» из Гур, благословенна память праведника, который сказал: когда будет пробуждение свыше для исполнения заповеди заселения Земли Исраэля, перехватят ее светские евреи и обоснуют сионизм. Поднимутся в Землю Исраэля, как первопроходцы, и застроят пустыню. Когда будет пробуждение сверху для пробуждения святого языка, перехватят его светские евреи и изобретут иврит. А сейчас, когда есть пробуждение к тшуве, опять светские перехватывают его…
Но давайте будет правдивыми с собой, ведь и мы не совершенны, и в наши сердца стучится Небесный голос: шепчет, что надо молиться более сосредоточенно, посвящать больше времени Торе. И разве мы не закрываем наше лицо от Него?! (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?