«Вот вам семена» (Ваигаш, 47:23)
Мы живем западной культурой, культурой напоказ. Квартиры в восточных странах расположены во внутреннем дворе, Снаружи, с улицы, ничего не видно, все огорожено стеной. А здесь — салон обращен к улице. Пользуются спросом квартиры, расположенные с фасада. И входная дверь распахивается прямо в салон. Каждый, кто открывает дверь, видит люстру и ковер. Картины и буфет. А ездят на автомобилях, марка которых вырезана модным цветом. Чтобы лопнули завистники.
Но завистники не лопаются. Те, кто выставляет себя напоказ, страдают первыми. От сглаза.
«Вот вам семена», — сказал Йосеф голодающим. «Вот» — известное средство против сглаза, сказал рав «Бен Иш Хай», благословенна память праведника. Все голодают, а вы сеете — обязаны вооружиться средством защиты.
«Почему переглядываетесь», — сказал праотец Яаков своим сыновьям (Берешит, 42:1). И объяснял Раши, что в то время еще был у них хлеб. Но «зачем все будут смотреть на вас и удивляться». Это нехорошо, с некоторой точки зрения.
«И увидел Исраэль, расселившийся по коленам своим», что не расположены входы один против другого, чтобы не заглядывали в шатер соседа.
В книге «Орот элим» мы нашли ужасную историю.
У одного вельможи был единственный сын лет десяти. Однажды причесала его мать, одела его в красивые одежды, и он пошел играть с товарищами.
Вельможа сидел в своем кабинете и услышал детский смех. Посмотрел в окно и увидел стройного и красивого подростка, очень понравившегося ему.
Подумал: ах если бы мой сын был таким же — и не знал, что это его сын…
После этого пошел он домой поесть. Спросил жену: где наш сын?
Ответила ему: играет с детьми.
Сказал он ей: позови его, поедим вместе.
Вышла она позвать его и увидела испуганную толпу. Пробралась она сквозь толпу и увидела своего сына, лежащего на земле. Умершего, чтобы нам не знать такого.
Злой глаз отца убил его.
Как глупы те, кто выставляет свое богатство напоказ, даже больше, чем имеет — для чего это им?! Разве они не обратили внимание на ужасные болезни, распространяющиеся все больше, да смилуется Г-сподь. На катастрофы, на банкротства, упаси Б-г. Почему подставляют себя в качестве цели для дурного глаза?! (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина