Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В чём смысл обычая “шлом зохор” ?

По обычаю, в вечер субботы, выпадающей между рождением младенца и его обрезанием, после первой субботней трапезы, друзья и знакомые навещают родителей новорожденного, чтобы пожелать им “Мазаль тов”. Этот обычай называют “Шлом зохор – שלום זכר ” и, по понятным причинам, участвуют в нём только те, кто может дойти пешком.

В чём смысл обычая “шлом зохор” ? Мне кажется, что его главная цель – спустить Б-жественное благословение в надвигаюемся великом событии – введении новорожденного в Союз Авраама, обрезании, которое символизирует особую связь еврейского народа со Всевышним.

Предстоящая младенцу процедура совсем не проста. Как и в простом практическом смысле – всё-таки хирургическая операция, тем более, что привычные нам антисептические средства появились не так уж давно. Так и в духовном аспекте – войдя в Союз Обрезания, человек оказывается на очень высокой духовной ступени – не зря Тора заповедует делать обрезание на восьмой день, восемь – число по-еврейски “трансцендентное”. В природе есть много сил, которые могут помешать резкому взлёту. Без помощи “сверху” делать обрезание опасно. Наверное поэтому и возник обычай, что приходят много людей, благословляют новорожденного и молятся об успехе.

Почему в Субботу? Во-первых, чисто практически, в это время все находятся дома и не заняты. Во-вторых, в духовном аспекте, Суббота называется источником благословений. В этот день, вырвавшись из под бремени будничных дел, мы становимся ближе к Б-гу и нам легче получить от Него то, что Он всегда хочет нам дать: благополучие, здоровье, радость, духовный рост. Надо только на минутку (на один день) остановиться и протянуть Ему руку.

Итак, каждый желающий новорожденному и его родителям “мазаль тов” повышает его духовный кредит, особенно если он это делает в Субботу. Однако, зачем нужно специально идти к ним домой, казалось бы, достаточно встретить отца в синагоге, на первой субботней молитве? Есть в Гемаре место, где р. Хия описывает, как можно сделать, чтобы человек учил Тору и не забывал её. Он говорит примерно так: “Я посею лён, сделаю из него верёвки, из них сделаю сеть, поймаю оленя, мясо его отдам бедным, из шкуры его сделаю пергамент, напишу на нём Книгу Торы. И тот, кто будет учиться по этой Книге, никогда Учение не забудет. Великий рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет эту Гемару так. Конечно, чтобы написать кошерную Тору, не нужно самому ловить оленя и, тем более, сеять лён. Однако, нам нужна Книга Торы, обладающая особыми сверхъестественными свойствами – ведь по природе вещей человеку свойственно забывать. Свойство “надприродности” называется у нас “святость”. Чем больше усилий человек приложит, тем большей святости он сможет достичь. Это общее правило действует и в нашем случае. Чтобы получить Б-жественную помощь и благословение, нужно приложить усилия. И поэтому мы специально встаём (после трапезы!), одеваемся и идём. И каждое наше движение добавляет нашим добрым пожеланиям чудодейственной силы.

И напоследок, вот уж мы туда дошли, давайте пожелаем им все что нужно пожелать и пойдём спать. Однако принято сначала что-то съесть. Это-то зачем, ведь только что закончилась субботняя трапеза? Дело в том, что совместная еда создаёт между людьми духовную связь. Гемара рассказывает, что люди высокого духовного уровня никогда не участвовали в трапезе, в которой участвовали незакомые им люди. И это ещё одно важное правило: благословления или молитва, сказанные одним человеком, действительно помогут другому только если есть между ними духовный канал. Такой канал и открывается этими несколькими пирожками и орешками.

Я попытался показать, что за чередой мелких, казалось бы, действий, стоит глубокий смысл...

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…