Темы: Рош Ашана, Еврейские праздники, Сатан, Ури Калюжный, Небесный суд
Странную, казалось бы, вещь можно будет увидеть в наших синагогах через несколько дней. На следующей неделе, как известно, Рош Ашана — начало нового года. А этот день является одновременно и началом месяца (Рош-Ходеш) Тишрей. В утро субботы, выпадающей перед наступлением нового месяца принято добавлять к молитве специальное благословение биркат аходеш — объявление о том, что в такой-то день Рош-Ходеш и просьбу о том, чтобы наступающий месяц был для нас добрым, мирным, не прошёл впустую, а принёс нам достаток, радость, приближение к Творцу.
А в этот Шабат мы наступающий месяц не благословляем. Почему? Чтобы обмануть Сатану. Есть такой злой ангел, с которым у нас всегда борьба и апогей её — в Рош Ашана. В этот день, как известно, проходит Высший Суд, на котором решается судьба человека на весь следующий год. Этого дня ждёт и Сатан. На каждого из нас есть у него толстая папка, в которой записаны наши грехи и прегрешения, недостатки и слабости. Он хочет быть обвинителем на Высшем Суде и потребовать для нас справедливого наказания.
Мы же хотим его провести. Мы не объявляем заранее, в какой день будет Рош-Ашана. А когда этот день придет и соберутся евреи в синагогах молиться Б-гу — он, конечно же, узнает, спохватится, начнёт суетиться, пока прибежит на Суд — придёт время трубления в шофар — это его очень испугает, он всегда боится того дня, когда протрубит Великий Шофар и придёт Машиах и всё зло исчезнет как дым, рассеянный ветром. И пока Сатан придёт в себя — суд закончится и мы, конечно же, выйдем из него чистыми и достойными всяческих благ.
Красиво. Но рационально мыслящий человек должен спросить: как же так, что Сатан не знает, когда Рош Ашана; в каждом доме висит календарь, в котором этот день (состоящий из двух), ясно отмечен? Это очень интересный вопрос и, чтобы ответить на него, нужно глубоко поразмыслить о природе времени и о взаимоотношениях материального мира, в котором находимся мы, и духовных миров, в которых находятся ангелы.
Мои друзья — Борух Шлепаков и Йосеф Лирцман, которым я очень обязан многими мыслями, появившимися и оформившимися в процессе наших глубоких дискуссий, утверждают, что в духовных мирах «времени» — нет. И я тоже вспомнил, от Маха, что «время — есть форма существования материй», — известно, что эта философская мысль была отправной точкой теории относительности Эйнштейна. Несомненно однако, что многое в духовных мирах зависит от времени. Высший Суд например, только в Рош-Ашана; грешники в аду отдыхают только в шабат… Объясняется это так. Время, действительно, присуще именно материальному миру. Однако есть канал, через который наш материальный мир может влиять на духовные миры. Имя этому каналу — Человек. Наш мир — мир действий. Совершая различные поступки: выполняя Б-жественные заповеди — мицвот, или наоборот, греша, делая добрые или злые дела, выбирая между добром и злом, — Человек влияет не только на себя и на окружающий его мир. Его влияние простирается и на мириады духовных миров, он порождает или убивает ангелов, строит или разрушает…
В духовных мирах нет никакой внутренней причины для того, чтобы начался новый день, пришёл шабат, наступил Новый Год. Только наши поступки — утренняя молитва, кидуш, праздничная трапеза — привносят туда движение времени. Поэтому, до фактического начала Рош Ашана или до объявления дня наступления Рош Ашана не может этот ангел, Сатан, знать что принесёт наступающий день.
У Человека, таким образом, очень важная миссия — связать собою воедино всю систему миров и вести её к Б-жественной цели. О том, достоин ли каждый из нас этой важной должности и судят в Рош-Ашана. И если человек признан достойным Главного, то всё остальное — здоровье, деньги, успех — он получит в необходимой для этого мере.
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти