Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...

Часть первая, предисловие

В Вавилонском Талмуде, трактат Ктубот рассматривает законы имущественных взаимоотношений между супругами. Как известно, жених дает невесте ктубу, то есть документ, где он, в частности, обязуется, что в случае развода или его смерти, жена получит определенную сумму денег. В мишне на стр. 93а приведен следующий закон:

«Умер человек имевший трех жен; ктуба первой жены 100 динаров, второй — 200, а третьей — 300. Если он оставил имущества всего на 100 динаров — нужно разделить его между вдовами поровну. Если осталось 200 динаров — первая получит 50, вторая и третья — по 75 динаров. Осталось 300 — первой нужно дать 50, второй — 100, третьей — 150».

Остановитесь на мгновение и попробуйте понять скрытую здесь логику. Даже если Вы не очень любите математику — речь ведь идет о деньгах, а при счете денег многие проявляют неожиданные способности. Однако, навряд-ли вам удастся придумать общее правило так, чтобы все три ситуации, описанные в мишне были его частными случаями.

Талмуд же начинает обсуждение этой мишны с вопроса: «Почему первая жена получает 50, ей же полагается 33.3?» — очевидно предполагая, что женщины должны получить пропорционально своим правам, то есть все имущество делится на шесть частей, первой даем одну часть (200/6=33.3), второй — две, третьей — три. И отвечает: «Речь идет о ситуации, когда вторая уступила первой, а потом о ситуации, когда третья уступила первой и второй и т.д.» — то есть добавляет к мишне очень искусственные предположения, создающие впечатление, что авторы Талмуда или не знают истинного правила, заложенного в Мишне, или не хотят к нему аппелировать. Более поздние комментаторы мишны — то же самое…

Часть вторая, математическая

Два прославленных профессора математики Иерусалимского Университета, Уман (лауреат Нобелевской премии по экономике) и Махлер, работая над математическим аппаратом теории игр, попробовали применить разработанные ими методы к ситуациям, описанным в мишне. И, к своему большому удивлению, они пришли к тому же решению. Проанализировав формулы, они поняли, наконец, по какому же правилу построена наша мишна.

Объяснение лучше начать с анализа другой мишны, в начале трактата Бава Меция: «Двое пришли в суд, держась за талит (вид одежды). Один говорит: “Весь этот талит мой”. Второй говорит: “Весь он мой”».

Какова, по вашему предположению, должна быть реакция суда? Есть три возможных варианта:

а) отправить их, чтобы разбирались сами;

б) поделить пополам (разрезать например, или продать, а деньги поделить);

в) забрать у них талит и оставить в суде, пока кто-нибудь не приведет доказательств, что талит принадлежит ему.

Все три варианта действительно используются в других ситуациях, как объясняет Талмуд. В нашем же случае мишна говорит, что нужно талит поделить.

Следующий случай в мишне: «Так же держат талит. Один говорит: “Все мое”, а второй говорит: “Половина моя”». Как поступить сейчас?

Многие скажут, что и в таком случае нужно делить талит пополам. Однако мишна говорит, что один получает три четверти, а второй лишь четверть. Как обьясняют, поскольку второй претендует только на половину, мы можем вторую половину сразу передать первому, а оставшееся поделить, так же, как в первом случае делили целое.

Можно даже выписать общую формулу, назовем ее Формулой Удовлетворения Претензий. Если первый претендует на X, второй — на Y, а всего есть V, то первый сразу получит V-Y, второй V-X, а остаток, то есть V-(V-X)-(V-Y)=X+Y-V разделят пополам. То есть первому достанется (V+X-Y)/2, а второму (V+Y-X)/2.

В мишне трактата Ктубот речь идет о похожей ситуации, только претендующих сторон больше. Однако, заметьте что описанный там раздел имущества обладает интересным свойством: возьмем любых двух жен и обозначим то, на что они претендовали как X и Y, а то, что они получили как A и B, и обозначим V=A+B — приходящийся на них капитал. Легко проверить, что V, X и Y удовлетворяют Формуле Удовлетворения Претензий. Например, когда первая получает 50, а третья — 150, то есть в сумме у них 200, а их требования, вспомним, были 100 и 300, то действительно, 50=(200+200-300)/2, 50=(200+300-200)/2.

Можно, хоть и не просто, доказать, что разделение обладающее таким свойством всегда возможно и единственно. Очевидно, что это и есть тот принцип, по которому построена мишна в трактате Ктубот.

Часть третья, талмудическая

Делом чести теперь становится понять, почему же Талмуд не пользуется этим принципом.

Вернемся к Формуле Удовлетворения Претензий. Мы назвали ее так, чтобы было легче заметить, в чем ее суть — ведь кроме претензий конфликтующих сторон у суда ничего нет. Никто из претендующих не утверждает, что у него есть какие-либо доказательства — документы, свидетели и т.п. Многие вообще сказали бы, что нечего суду заниматься этим спором — отправить их и пусть разбираются сами. Однако наши Мудрецы считают, что претензия человека на то, что он держит в руках, имеет юридическую силу и даже без дополнительных доказательств суд обязан разрешить этот спор.

Однако, важно понять, что решение суда в случае описанном в мишне в начале трактата Бава Меция не основано на выяснении истины, определении прав конфликтующих сторон и дележе по справедливости. Предложенное решение является всего лишь наиболее разумным компромиссом для удовлетворения претензий, которыми мы, по какой-либо причине, не можем пренебречь.

Что же касается ктубы, то, как описывает сам Талмуд, ее значение менялось с течением времени. Сначала ктуба была чуть ли не подарком жене от мужа, изъявлением его доброй воли; потом она стала обязанностью, а к моменту написания Талмуда говорилось уже о праве жены на соответствующую долю в имуществе мужа.

Похоже что мишна написана в давние времена и описывает, как удовлетворить не права, а претензии женщин по ктубе. И поэтому она построена по Формуле Удовлетворения Претензий. Однако на практике Талмуд понимает, что уже нужно решать и делить по праву. А в этом случае Формула не годится. Конечно же, если из двух компаньонов один имеет права на все, а второй — только на половину, то имущество будет разделено по справедливости, как и обсуждается в продолжении трактата Ктубот.

Часть четвертая, рефлексивная

У многих возникает закономерный вопрос, почему же Талмуд не говорит того, что объяснено в третьей части нашей статьи. Ответы могут быть разными, но самым простым является: «Не приводит. И точка.» Не все написано в Талмуде. Думать надо. Правильность же нашего объяснения, однако, самоочевидна.

Часть пятая, политическая

Обратимся теперь к вопросу об арабо-израильском конфликте. Как хотело бы его решить мировое сообщество? По праву или главное для них лишь привести к компромиссу? Конечно же, мы знаем, что истинное право на землю Израиля есть только у нас, евреев, и оно дано нам Всевышним и записано в Торе. Но пока Тора не стала, к сожалению, даже для всех нас высшим императивом.

Очевидно, что наш конфликт с арабами выглядит, как первая мишна трактата Бава Меция. Они, на самом деле претендуют на все. И поэтому любая наша уступка бесполезна. «Ага! — отвечают они. — Теперь вы признаете, что это наше! Давайте делить дальше».

Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.