Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Враги хотят воевать с нами

Цена ненависти

Наши враги не изменились за прошедшие века и тысячелетия. Мы предлагаем им мир, мы протягиваем им руку дружбы, но они отвергают ее. Они хотят воевать с нами, иногда вопреки элементарной предусмотрительности и своим национальным интересам.

На сороковой год пребывания в пустыне, когда целиком сменилось поколение, виновное в грехе разведчиков, пришло время для вступления в Эрец Исраэль. Сыны Израиля приближались к ее границам с юга. У них на пути находилась страна Эдом, где жили потомки Эсава, родного брата Яакова. Моше отправил царю Эдома учтивое и обстоятельное послание с просьбой пропустить евреев через его территорию: «Так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все невзгоды, которые постигли нас (в Египте)…И вот мы в Кадеше, городе на краю границы твоей. Позволь нам пройти через страну твою! Не пойдем мы по полям и виноградникам и не будем пить воду из колодцев (т.е. не нанесем урона сельскохозяйственным угодьям и водным источникам); главной дорогой пойдем, не свернем ни вправо, ни влево (не станем обузой для жителей страны), пока не перейдем границы твоей».

Но Эдом в порыве слепой ненависти к евреям, унаследованной от Эсава, у которого Яаков похитил первородство и отцовское благословение, отвечает угрозами: «Не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выступлю против тебя!» Моше предлагает новое компромиссное решение: «По проложенной дороге пойдем, и если воду твою пить будем, я и стада мои, то дам плату за нее…», иначе говоря, речь идет о сделке, выгодной, в первую очередь, для Эдома, ведь у евреев была своя вода. Рамбан пишет, что коммерческое предложение Моше распространялось даже на природные воды, которые евреи могли использовать, например, при переходе рек и ручьев. Но антисемитам библейской эпохи не нужны компромиссы и прибыли от ненавистных евреев: «И выступил Эдом против него (Израиля) с многочисленным народом и с рукой сильной».

«И отошел Израиль от него». Б-г велел не провоцировать эдомитян, обойти стороной их владения. Этот незапланированный обход дорого обошелся евреям. В дороге умер Аарон. «И истощилось терпение народа от пути». Расстроенные, дезориентированные евреи подумали, что Всевышний уводит их от Обетованной Земли и что они, подобно их отцам, умрут в пустыне. Вспыхнул бунт, подавленный нашествием ядовитых змей; снова были жертвы.

Наконец, сыны Израиля, сделав большой крюк, подошли к стране эмореев, за которой по ту сторону Иордана лежала Страна Израиля. Моше опять просит разрешения на переход, столь же дипломатично, миролюбиво: «…Не свернем мы на поля и виноградники, не будем пить воды из колодцев; главной дорогой пойдем (вдали от крупных населенных пунктов), пока не перейдем границы твоей». Вместо ответа царь эмореев Сихон объявил тотальную мобилизацию: «собрал весь народ свой и выступил против Израиля в пустыне». На этот раз Б-г дал разрешение на отражение агрессии. Еврейские полки наголову разгромили врага и «взял Израиль все города, и поселился во всех городах эмореев, в (столице) Хешбоне и во всех пригородах его».

Далее на севере располагался Башан. Видя стол бесславный конец своих соседей эмореев, Ог, царь Башана, должен был, казалось, проявить осмотрительность, но он даже не стал ждать мирного предложения от евреев — тут же атаковал, был разгромлен и сам погиб в бою.

Такова цена ненависти. Та же ненависть, слепая и необузданная, толкнула хананеев на сопротивление пришедшим из-за Иордана еврейским полкам. В ответ на компромиссное предложение Йеошуа бин Нуна, преемника Моше, только одно ханаанское племя, гиргашиты, отказались от сопротивления и бежали. Остальные семь племен вступили в войну, хотя было очевидно, что Израиль пользуется сверхъестественной поддержкой и они обречены на поражение (чуть позже из этой коалиции вышли гивониты; они обманом заключили с Йеошуа мирный договор).

В Талмуде объясняется, почему гора, у которой евреи получили Тору и свою особую историческую миссию народа-священника, называется Синай. Потому что с момента дарования Торы народы мира стали ненавидеть нас. Ведь Синай происходит от ивритского слова сина, ненависть. На самом деле, за этой ненавистью скрывается обычная зависть, ибо лишь евреи удостоились получить от самого Творца Тору — этот высший Закон мироздания.

О том, насколько этот Закон глубок и многопланов, как много скрытых значений и ассоциаций скрывается в каждой его фразе, можно судить по такому примеру.

Описывая в начале этого раздела порядок очищения после контакта с мертвым телом, Тора сообщает: «Если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. И всякий открытый сосуд без прикрепленной к нему крышки — нечист» (19:14,15). Хафец Хаим приводит такую неожиданную, на первый взгляд, аналогию из области морали. Речь идет, говорит он, о наших устах. Если они не запечатаны крышкой, если не установить перед ними всевозможные преграды, препятствующие злоязычию и сплетням, то уста будут нечистыми.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…