Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

Тора излагает законы об использовании пепла красной коровы (пара адума) для ритуального очищения людей, принявших нечистоту от мертвых.

В сороковой год скитаний по пустыне умирает сестра Моше пророчица Мирьям, благодаря заслугам которой евреев сопровождал с колодец питьевой водой. Народ в панике: где взять воду? В ответ на молитву Моше и Аарона Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и "попросить" у нее воды, но Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из скалы бьет фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и Аарона права войти в Эрец Исраэль за то, что они "не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля": появление воды по слову пророка произвело бы более сильное впечатление на людей, чем от удара посохом.

Евреи вынуждены идти в Эрец Исраэль кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешает им пройти через свою страну, угрожая войной.

На горе Ор умирает Аарон, передав свои обязанности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает смерть своего первосвященника и миротворца.

Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев через свои владения; тогда по приказу Моше они вступают в войну с эмореями, побеждают их и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.

Рукам воли не давай

"И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим два раза, и обильно потекла вода...И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: "За то, что вы не поверили Мне, чтобы ознаменовать святость Мою на глазах у сынов Израиля, не введете вы собрание это в страну, которую Я дал им..." (20:11,12).

За что Б-г так сурово наказал Моше и Аарона? Неужели лишь за то, что Моше не "сказал" скале, как велел Б-г, а ударил ее посохом? Но какая разница? Главное, что людей напоили!

В хоккее с шайбой и в хоккее с мячом пользуются, как известно, разными клюшками. Клюшка для хоккея с шайбой имеет прямой крюк, которым удобно вести по льду плоский резиновый кругляш и делать броски, а у клюшки для бенди крюк загнут: так легче бить по мячу с замахом. Каждой игре – своя клюшка.

"Клюшка" евреев – это их речь, голос. Ощупывая руки Яакова, покрытые козьими шкурками, его слепой отец Ицхак подумал, что перед ним другой сын, волосатый Эсав, и сказал: "Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава" (Берешит 27:22).

Голос дан Яакову и его потомкам, евреям. А руки – оружие Эсава. Внутренняя сила, исходящая из души, сердца, проявляется в голосе. Голос распространяет идеологии и философии, он учит жизни. Это наша, еврейская сфера. Зато Эсав безраздельно владеет материальной сферой, где действуют его сильные и умелые руки.

В наше время Эсав запускает космические корабли, строит города из стекла и бетона, перебрасывает мосты через бурные реки, прокладывает трансатлантические кабели по морскому дну, посылает в нокаут соперника на боксерском ринге. Эсав умеет пользоваться руками. Иногда Яаков пытается конкурировать с ним, но тогда он играет не своей клюшкой.

Когда Моше ударил скалу, вместо того, чтобы "сказать" ей, он тем самым дал ложный сигнал всем будущим поколениям еврейского народа, предложил им взять неудобную "клюшку". Он как будто завещал им: "Одного голоса недостаточно. Надо пользоваться также руками, как Эсав". И Б-г сурово наказал его за эту стратегическую ошибку.

Ибо сила евреев не в руках. Она – в их голосе, произносимых словах. Голос генерирует идеи справедливости и братства, обращается с молитвой к Б-гу, произносит слова Торы, ее Высшей правды. Замечательно играть и побеждать мы можем только этой "клюшкой".

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…