Темы: Ог, Провидение, Ноах, Потоп, Устная Тора, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский, Великаны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Простите меня, что уже второй раз вмешиваюсь в Ваши ответы. На этот раз я насчёт ответа про Ога, потомка Рефаимов.
Как мог он спастись, если Всевышний сказал, что истребит всё живущее, у которого есть дух жизни (Берейшит 6:17; 7:22—23). И 24 пасук повествует: «и остался только Ноах и что с ним в ковчеге» по одной простой причине «Ноах же понравился очам Ашема» (6:8), «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (7:1).
Потоп длился почти год. Как мог спастись человек в таком катаклизме, притом и без еды? Такие мощные животные, как динозавры, и то скончались. В Берейшит 14:13 сказано о спасшемся. Но разве здесь речь о спасшемся от потопа? Речь идёт о человеке, спасшемся от плена. Даже имя его здесь не упоминается.
Рефаимы упоминаются даже и в 2Шмуэля 21:16. Да и сейчас немало таких огромных людей. К примеру, баскетболисты. В пример можно взять бывшего российского игрока баскетбольной команды, которому (если мне не изменяет память) уже около пятидесяти, но он продолжает расти. Диагноз заболевания — гиперфункция гипофиза. Прошу прощения, если я чем-то Вас обидел. С уважением, Николай
Шалом и браха, уважаемый Николай!
Вам не за что просить прощения, никакие вопросы не могут обидеть, если не заданы единственно с такой целью. Но чтобы не повторяться, посоветую Вам поискать на сайте то, что мы уже писали об Оге, недавно эта тема поднималась несколько раз. Возможно, мне стоило более ясно подчеркнуть, что понимание текста Письменной Торы передано нам по Традиции мудрецами — и это собственно Устная Тора, без которой мы бы не смогли даже правильно прочитать написанное, так как не знали бы огласовок.
С другой стороны, некоторые вещи мы можем понять сами, внимательно читая текст и используя аналогии. Например, если Всевышний сказал, что истребит ВСЁ живущее, мы имеем право предположить, что имеется в виду ПОЧТИ ВСЁ. Ведь сказано чуть раньше: «и извратились все живущие» — но ведь не все же, как мы знаем. Ведь сразу вслед за этим сказано, что Ноах оставался праведником, следовательно, слово «все» может означать «подавляющее большинство».
Кроме того, существует предание, что Потоп был отложен еще на семь дней (есть на это намек и в тексте — см. Берейшит 7:10) из-за траура по праведнику Метушелаху. Получается, что когда «увидел Всевышний, что извратилось все живое…», Метушелах тоже был еще жив. Соответственно, предание о спасшихся отдельных людях или великанах не противоречит ни логике, ни букве Писания. А о том, как могли выжить те, кто уцелел, можно сказать, что если на то была воля Творца, Он мог дать им такую возможность. Ведь и Ноах, несмотря на все видимые приготовления, не смог бы выжить, если бы не чудо, совершённое Всевышним. Таким чудом, по большому счету, является и вся наша жизнь…
По поводу «беженца», спасшегося от плена. Вы правы в том, что простое понимание текста именно таково. Но почти все комментаторы приводят предание мудрецов, что имеется в виду тот, кто спасся от потопа. Одно из объяснений, на котором базируется такое толкование: если бы это был обыкновенный беженец, было бы написано просто палит. А поскольку слово употреблено с определенным артиклем — а-палит, можно усмотреть в этом намек на предание об особенном человеке, который спасся не только от войны (что, возможно, удалось не ему одному), но и от потопа. Так комментирует Мальбим, а другой вариант объяснения мы уже излагали в предыдущих ответах.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Овадья Климовский
Как-то быстро голубь нашёл лист...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Овадья Климовский
Так всё живое погибло или не всё?
Рав Бенцион Зильбер
Чем именно заслужил Ноах спасение от вод потопа?
Рав Реувен Куклин
Был ли потоп?
Рав Натан Агрес
Есть немало мифов о Всемирном Потопе и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Откуда же они пошли?
Рав Реувен Куклин
Когда один большой континент разделился на несколько?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина