Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мукце махмат гуфо» и другие категории

Цветы и растения

Ветви деревьев и кустов, равно как и все прочие растения, являются «мукце махмат гуфо». Поэтому если они мешают пройти, следует отодвигать их телом, но не устранять рукой. Растения, которые имеют приятный запах разрешено приблизить даже руками, чтобы насладиться их ароматом, если нет вероятности того, что их вырвут из земли.

При перемещении горшков и кадок с растущими в них растениями должны быть учтены законы о «мукце»[1]. Горшки и вазы, которые иногда передвигают с места на место, как, например, ваза с цветами, разрешено перемещать и в Субботу. Если этим предметам определяют постоянное место и стараются их не передвигать, а тем более если это массивные горшки и кадки, которые не двигают вообще, то перемещать их в Субботу запрещено.

Если в Субботу упал горшок с растением, то поднимать его нужно с учетом законов о «мукце»[2]. Высыпавшаяся из горшка земля является «мукце», но все же ее разрешено смести, подобно тому как разрешено подметать мусор, который также является «мукце махмат гуфо»[3].

Цветы, которые не успели поставить в воду до Субботы, не являются «мукце», т.к. их специально подготовили для того, чтобы украсить ими интерьер дома. Их разрешено поставить в вазу, в которой нет воды[4].

Пищевые отходы, мусор и предметы, вышедшие из пользования

Кости, кожура, остатки еды, упавшие на пол и находящиеся в мусорном ведре продукты, не пригодные в пищу косточки плодов считаются «мукце махмат гуфо» если их не используют в качестве корма для животных. Когда такие отходы оказываются в руках во время принятия пищи, их разрешено отнести в любое другое место — например, чтобы выбросить в мусор. Если пребывание в месте, где находятся отходы, неприятно, а уйти в другое место невозможно, то отходы разрешено выбросить в мусор, даже если их уже успели положить на стол[5].

Пищевые отходы, пригодные для кормежки домашних животных, находящихся в данном месте, не считаются «мукце» даже для тех людей, у которых таких животных нет. Поэтому, в местах, где принято держать собак и кошек, остатки мяса, рыбы и молочных продуктов не считаются «мукце». В местах, где у людей есть аквариумы, клетки с птицами, морскими свинками или кроликами, остатки хлебобулочных изделий и овощей не считаются «мукце». Отходы, которые годятся в корм только тем видам домашних животных, которые редко встречаются в данной местности,

будут являться «мукце» для тех, у кого этих видов животных нет, но для тех, у кого такие животные есть, эти отходы «мукце» не являются. В случае, когда отходы уже выбросили в мусор, а также в местах, где нет животных, они считаются «мукце махмат гуфо», даже если они пригодны в корм животным.

Абрикосовые косточки, которые дети используют для игры, не считаются «мукце» в случае если их вынули из плода до Субботы, но если это сделали в Субботу, то мнению одих они считаются «мукце махмат гуфо», а другие считают что это «нолад» (родившееся в Шабат).

Отходы продуктов питания, имеющие статус «мукце», запрещено перемещать даже во время еды, однако вынимать их изо рта разрешено обычным способом.

Если в еду попали соринки, то, несмотря на то, что они являются «мукце махмат гуфо», их разрешено устранить обычным способом. Аналогично этому, разрешено вынуть насекомое, попавшее в стакан с напитком или в тарелку с супом[6].

В Субботу разрешено устранить грязь с тела и это не расценивается как перемещение «мукце». Пылинки, песчинки, ниточки, пушинки, которые находятся на одежде или мебели, разрешено устранять в Субботу[7]. В Субботу разрешено мыть посуду, несмотря на то что остатки еды являются «мукце мах — мат гуфо».

Старые газеты, письма, приглашения на торжества, календари, которые решили выбросить и которые точно не понадобятся, являются «мукце махмат гуфо», даже до того, как их успели выбросить. Ключи, которым нет никакого применения (например, после того как заменили замок и выбросили старый) являются «мукце махмат гуфо».

Использованная для утреннего омовения рук или для омовения рук перед трапезой вода не является «мукце», т.к. по букве закона пользование ею не запрещено[8].


[1] Помимо исполнения законов о посеве («зореа») и о сборе урожая («коцер») в Субботу.

[2] Помимо исполнения законов о посеве («зореа») и о пахоте («хореш») в Субботу.

[3] Исходя из законов о «граф шель рэи», которые будут рассматриваться ниже.

[4] Ставить цветы в воду запрещено в соответствии с законами о посеве («зореа») в Субботу.

[5] Согласно законам о «граф шель рэи», которые будут рассматриваться ниже.

[6] При этом следует учитывать законы о выбирании («борер») в Субботу.

[7] При этом следует учитывать законы о стирке («мелабен») в Субботу.

[8] Хотя по Каббале этой водой желательно не пользоваться.

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…