Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Еда, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу, Лекарства
Правила лечения в Субботу — это отдельная большая тема. В рамках изучения законов о «мукце» приведем основные принципы в отношении того, какой статус имеет то или иное лекарство. Те виды лекарств, которыми довольно часто пользуются (как, например, болеутоляющие и жаропонижающие средства) не являются «мукце» даже если в доме нет больных, поскольку теоретически они могут понабиться в Субботу — либо их хозяевам, либо их соседям[1].
Если еще до Субботы стало известно о том, что одному из членов семьи, гостю, пациенту в больнице и т.п. может понадобиться какое — либо лекарство из числа тех, которыми можно лечиться в Субботу, то даже если им пользуются крайне редко, оно все равно не является «мукце». Но если до наступления Субботы не было известно о наличии тех, кому может понабиться такое лекарство, оно считается «мукце»[2].
Крем для рук является «мукце», поскольку пользование кремом в Субботу запрещено.
Продукты, которые запрещены Торой или постановлением мудрецов для любого использования, являются «мукце махмат гуфо». В качестве примера можно привести: яйца, снесенные в Субботу; квасное («хамец») во время праздника Песах; плоды Земли Израиля, от которых не отделили определенные доли, полагающиеся коэнам, левитам и т.д. («тевель»); плоды в первые три года после посадки или пересадки дерева («орла»); молоко, надоенное в Субботу и т.д.
Продукты, запрещенные в пищу Торой или постановлением мудрецов, от которых разрешено извлечь пользу иным способом (продать или подарить нееврею, отдать на корм животному и т.д.), не являются «мукце». Примером могут служить сваренное в молоке мясо птицы или смесь молочного и мясного, которые не варили вместе.
Продукты, которые человек не ест из-за устрожения, но по букве закона они не запрещены — не являются «мукце».
В Йом Кипур продукты питания и напитки не являются «мукце», т.к. их разрешено употреблять в пищу тем, кому запрещено поститься[3].
Продукты, которые согласно обычаям одних общин употребляют, а согласно обычаям других общин не употребляют, не являются «мукце». Поэтому рис, чечевица, семечки и другие виды продуктов, которые ашкеназы не едят в Песах, а многие сефарды едят, не считаются «мукце» и для ашкеназов. Еще один пасхальный обычай: в некоторых общинах принято не допускать контакта мацы с жидкостью (т.н. «маца шруя»). Поскольку в других общинах это не запрещено, намокшая маца не является «мукце» и для тех, кто ее не употребляет в пищу.
[1] Напомним, что выбирать лекарства из аптечки или другого места хранения, где находятся и другие медикаменты, нужно в соответствии с законами о выбирание в Субботу («борер»). Если большинство находящихся в аптечке лекарств являются «мукце», сама аптечка тоже имеет статус «мукце», как это будет разбираться ниже, в теме «Басис ле-давар а-асур».
[2] Соответственно, правила перемещения такого лекарства в Субботу будут зависеть от физического состояния больного и регулируются законами о лечении в Субботу. В некоторых случаях для нужд больного еврею разрешено перемещать «мукце» обычным способом, а в других — только с помощью нееврея, измененным способом или запрещено полостью.
[3] Например, детям или опасно больным
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы