Из цикла «Даат тфила», темы: Провидение, Еврейская молитва, Благословения, Вера, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
В таком же духе рабейну Бахье объясняет высказывание мудрецов (Дварим 8:10): «Каждый, кто наслаждается этим миром без благословения, как будто крадет у Всевышнего и Собрания Израиля, как сказано: “Обирает своего отца и свою мать, говоря: Это не грех! — товарищ он разрушителю” (Мишлей 28:24). “Отец” — это Святой, благословен Он, ведь написано: “Он — твой Отец и твой Владыка” (Дварим 32:6). А “мать” — это община Израиля (Кнессет Исраэль), как написано (Мишлей 1:8): “Слушай, сын, наставления своего отца и не оставляй Тору своей матери” (Брахот 35б). Рабейну Бахьеобъясняет эту Гемару следующим образом: “Он крадет у Всевышнего Провидение, а у Собрания Израиля — плоды”.
“Крадет у Всевышнего Провидение” тем, что не признает Его величия и благости и не прославляет Его за полученное от Него добро. Своим действием он утверждает, что не от Всевышнего пришло благо и не от Его Провидения. “А у Собрания Израиля — плоды”: из-за этого Творец уменьшает воздействие Своего блага, поскольку люди не признают его; и этим тоже человек крадет у Всевышнего Провидение, поскольку из-за ослабления воздействия уменьшается и признание людьми Его блага, и прославление Пресвятого в устах людей также уменьшается.
В соответствии со сказанным, следует объяснить продолжение цитаты из Гемары: “Товарищ он разрушителю”. Сказал раби Ханина бар Папа: Товарищ он Йероваму бен Невату, который разрушил Израиль для его Небесного Отца». Это высказывание кажется странным: наслаждающийся миром без благословения — товарищ Йероваму, который ввел Израиль в грех идолопоклонства?! Как можно согласиться с таким сравнением?!
Но на основании слов мудрецов прошлого, объясняющих сущность концепции благословения, можно выстроить понимание данного вопроса.
Рамхаль в корне книги «Питхей Хохма ваДаат» определяет различные аспекты замысла Творца в сотворении мира: «Поверхностное понимание заключается в том, что Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердным, Милостивым, Долготерпеливым и т.д.» Как мы уже объясняли в предыдущей главе, такова воля Всевышнего в мире: раскрыться своим созданиям на этих путях. Таким образом, цель Творения в том, чтобы создания умудрялись, размышляли и знали эти постижения, чтобы изучали Его пути и прилеплялись к ним. Мир — это место, сотворенное для раскрытия описаний и названий Всевышнего.
Второе знание относительно замысла творения: «Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать сотворенным абсолютное благо». В этом заключается цель сотворения человека: «Человек создан исключительно для того, чтобы наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его Присутствия» (Месилат йешарим 1).
Своим действием такой человек препятствует воздействию блага и благословения свыше, то есть противодействует первому аспекту замысла.
И в соответствии с тем, что объяснено выше, при детальном анализе слов Рашба становится понятным, что всякое препятствование воздействию блага и преуменьшение благословения свыше наносит ущерб признанию людьми существования Б-га. Подобными действиями такой человек уподобляет Творца тому царю, воздействие и благо которого находится под властью материи и переменчивости, и который не является корнем и источником благословений.
Следует еще добавить следующее. Выше мы объяснили, что качество величия и доброты Всевышнего (Хесед) является корнем всех остальных качеств, через которые Творец открывается миру. Это качество раскрывается нам в самом появлении Вселенной, — ведь в этом заключается ее цель: воздать добро сотворенным. А суть всех остальных качеств — приведение мира к цели: достичь совершенного воздаяния блага. Таким образом, каждый недостаток в осознании человеком качества Хесед, величия Всевышнего, является и недостатком в осознании всех Его качеств. Тем самым наносится ущерб цели творения. Как сказал Рамбан: «Нет у Всевышнего желания в низших мирах, кроме одного — чтобы знал человек и благодарил своего Б-га за то, что сотворил его».
В этой цели и замысле — дать место раскрытия для имен, описаний и путей управления Всевышнего по отношению к созданиям, — заложена также и тема воздаяния блага как второй цели творения. Для этого есть две причины. Одна: ведь воздаяние блага зависит от служения человека и от достижения им максимального совершенства. А это происходит через его самоуподобление Творцу. С помощью изучение Торы, воли Всевышнего, через исполнение заповедей и следование Его путям, человек приобщается к Творцу. Как написано: «За Г-сподом, Б-гом вашим, следуйте», а разве возможно человеку следовать за Шехиной (Божественным Присутствием)?! Но это означает: следовать за качествами Всевышнего (Сота 14). Таким образом, постижение имен и путей Всевышнего есть возможность для совершенствования человека. Оно указывает человеку путь, следуя по которому, тот удостоится абсолютного воздаяния добра.
Вторая причина: воздаяние и наслаждение благом в Грядушем мире и есть постижение Имен Всевышнего и Его путей. Именно для этого сотворен человек: наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его присутствия. Само по себе постижение и есть блаженство. Вот что объясняет Рамхаль: «Хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в ней будет все их наслаждение при постижении ее» (Даат твунот 32). В этом и есть цель совершенства человека: «Это совершенство — причастность человека к святости Всевышнего, благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий». (Там же, 24).
Выходит, что сущность служения, совершенства и награды — одна и та же. Ведь суть служения — возвышение человека в постижении путей Всевышнего и следование им, и в этом заключается и его совершенство. А будучи совершенным, он уподобляется Творцу, насколько это возможно, и тем самым становится достоин приобщиться к Нему; а само по себе приобщение и есть истинное благо и бесконечное наслаждение. Оно заключается в постижении какой-то доли Б-жественного совершенства, а именно — раскрытия путей Всевышнего.
Пользующийся материальным миром без благословения, наносящий ущерб двум перечисленным целям творения, — товарищ идолопоклоннику. Очевидно, что идолопоклонство полностью противоречит осознанию качеств и управления Всевышнего. Ведь язычники утверждают, что Творец передал управление Вселенной и воздействие благословений духовным силам природы, отрицая тем самым Божественное провидение, надзор Всевышнего над каждым индивидуумом во всем, что с ним случается в мире. И, несомненно, следствием этого тяжелейшего греха является прекращение воздаяния блага со стороны Творца, — ведь идолопоклонство есть уничтожение мира.
***
До сих пор мы объясняли смысл благословения в его простом понимании. Мы выяснили, что акт благословения есть молитва и просьба о приумножении воздействия благодати от Всевышнего. Мы также объяснили высочайший духовный уровень благословения и силу его влияния, — ведь оно способствует реализации двух аспектов замысла творения. В последующих главах мы объясним суть благословения на более глубоком уровне. Мы увидим, что в благословении реализуется и третий аспект замысла творения — раскрытие единства Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.