Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«О мудрый, ты спросил меня, в чем суть благословений? Ведь благословение — это прибавление блага, а что может добавить раб своему господину?» — этот вопрос был адресован раби Шломо бен Адерету. В ответ тот объясняет суть благословения. Он намекает на глубокое, каббалистическое понимание сущности благословения, но данное объяснение соответствует простому пониманию темы.

Поскольку это слова мудреца первых поколений, они требуют внимательного изучения, и потому процитируем его ответ полностью:

«…но и простой, открытый смысл благословений ясен. Ведь благословение и прибавление блага можно рассматривать в двух аспектах: иногда со стороны получающего, а иногда — со стороны дающего свое благословение. Аллегория по этому поводу может быть следующей. Царь дает благо своим подданным, и благословение видно подданным, поскольку они получили его: у них был недостаток, и он был восполнен. Но относительно царя — он дал, сколько дал, и больше у него нет, так что не видно в нем благословения и приумножения. Однако если царь постоянно дает и все время, без перерыва, поставляет дары своим многочисленным воинам, это выглядит, как будто он сам благословляется, так что не прекращает ни на минуту свои дары. И не то, чтобы сам царь приумножал благо из другого источника и получал благословение и дополнение от кого-то большего, чем он сам. Нет, все благословляют его — и это означает, дают ему благословение и признают, что он — хозяин всего этого благословения и сокровищниц блага, которые никогда не опустошаются. И чем больше он продолжит давать благо, тем больше все познают, что у его благословения нет меры и прекращения. А если бы подданные стали преуменьшать почитание царя, и он прекратил бы давать им блага, те подданные, что не познали величие царя и не почувствовали, что причина — в них, подумали бы, что в его сокровищницах образовался недостаток. Но на самом деле это не так: в них причина, а не со стороны царя.

Такова суть благословений: мы благодарим Всевышнего за пропитание и за блага, которые мы получаем от Него, и молимся, чтобы Он постоянно давал благо своим творениям, чтобы все знали, что Он благословен, как сказано: “благословен и благословляем в устах всякой души”. И также сказано: “Меня оставили, источник воды живой”. Не прекратится течение воды в источнике, и не нужно добавлять в него воду, подобно тому, как нужно добавлять в яму с водой.

В данном вопросе ты можешь найти нечто еще более странное, как ты и спрашиваешь: мы говорим, что Всевышний “возвеличится, и превознесется”. Потому что “благословен” мы еще могли бы истолковать как описание, — что Он включает в Себя все благословения, но что же можно сказать о “возвеличится и превознесется”? Но суть в том, что мы молимся, чтобы Он возвеличился и превознесся на глазах у всех Своими деяниями, чудесами и благословениями, так что все призна́ют, что Он велик, превознесен надо всеми и благословен. Как сказал Итро: Сейчас познал я, что велик Г-сподь более всех богов»… Как мы говорим в молитве: «Все превознесут Тебя, Создатель всего» и т.п. И Он тоже хочет, чтобы Его благочестивые служители молились перед Ним, чтобы приумножить Его благо по отношению к созданиям и чтобы грехи не повлекли недостатка блага для них. Именно об этом сказали мудрецы в трактате Брахот: «И Он сказал мне: Ишмаэль, сын Мой, благослови Меня! Я сказал Ему: Да будет угодно Тебе, чтобы Твое милосердие преодолело Твой гнев, и чтобы Твое милосердие возобладало над всеми Твоими качествами, и поступай со Своими сыновьями милостиво, и суди их со снисхождением».

Простое объяснение благословения

Даже в простом понимании, говорит раби Шломо бен Адерет (Рашба), благословение не есть описание или восхваление, оно — добавление блага в соответствии с просьбой благословляющего. Так говорит и Раши: «Всякое благословение (браха) в Писании означает приумножение, увеличение, прибавление».

«Прибавление — для благословляющего и для благословляемых». Благословляющий увеличивает прославление благословляемого. А для получающего благословение — прибавление и есть благословение.

Более глубокое понимание аллегории Рашба о двух царях

В словах Рашба нам открывается замечательная глубина. Он привел аллегорию с двумя царями. Один дает своим подданным блага, но не постоянно, и его воздействие прерывается время от времени. О таком царе известно, что у него есть то, что он дал подданным, но в нем не заметно прибавление и приумножение, поскольку, возможно, что источник его благ приходит от другого. А второй царь, воздействие которого не прекращается, и наоборот, постоянно увеличивается, — всем видно, что он — источник благословения, и от него происходит все получаемое благо.

Постараемся проанализировать глубинный смысл этой притчи. Мы уже говорили, что милость (хесед) Творца раскрывается в самом появлении Вселенной, — ведь «мир построен милостью». Возникновение и раскрытие мира, осуществленное Бесконечным, имело целью воздаяние блага, бесконечное наслаждение человека. В этом и заключается суть данного качества: безграничное воздействие благословения, проведение линии от источника благословения к получателю. Углубившийся в данную тему поймет, что в этом качестве присутствует прорыв и отсвет от категории Бесконечности внутрь системы ограниченности, конечности и бренности этого мира. Каждый, кто размышляет о качестве величия и благости Творца, видит в нем раскрытие категории Бесконечности. Нет света больше, чем этот свет, приводящий к вере и познанию Б-га. Нет раскрытия возвышеннее, чем это раскрытие, приводящее к благодарности и признанию обязанности служить Творцу. Поясним:

Нет света больше чем этот свет, приводящий к вере и познанию Б-га. Когда мы размышляем о бескрайней Вселенной, к нам приходит отсвет веры. Ведь природа, материальный мир, — ограничены. Материя бренна, и время властвует над ней. Здравомыслящему человеку очевидно, что источник этой реальности — Творец мира, Бесконечный. В контексте нашего обсуждения: раскрытие качества Хесед, которое и является корнем реализации Вселенной, пробуждает в людях признание существования всеблагого Творца, воздающего добро всем. Ведь невозможно представить себе существование бесконечного источника благословений внутри ограниченной и тленной системы материального мира, находящейся под властью времени. Необходимо сказать, что источник благословения — вне ее, это Творец, Бесконечный, благословенно Его имя. Поразмыслите над этим как следует.

Нет раскрытия возвышеннее, чем это раскрытие, приводящее к благодарности и признанию обязанности служить Творцу. Рабейну Бахья ибн Пакуда в книге Обязанности сердец строит фундамент обязанности служить Творцу на мысли о милости Творца и обязанности Его творений проявлять благодарность.

Теперь мы можем лучше понять слова Рашба о различии между двумя царями. Тот царь, что воздает благо, но не постоянно, — нет здесь раскрытия источника, корня благословения. В противоположность ему, царь, воздаяние и милость которого не прерываются, а наоборот, постоянно увеличиваются, — всем очевидно, что он — источник и корень благословения и блага.

И поскольку Творец поставил воздаяние блага в зависимость от деяний людей и их благословений, и они влекут воздействие благословения свыше, выходит, что человек, который постоянно притягивает благословение Всевышнего, является причиной признания существования Бесконечного. Поразмыслите над этим как следует.

Взяв это положение в качестве точки отсчета, мы переходим к объяснению следующего тезиса.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…