Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине

В Москве становится все больше религиозных еврейских семей. В основном, это молодые или относительно молодые пары. Некоторые из них до женитьбы учились 2—3 года в ешиве, кто-то посещал вечерние уроки. Таким образом, в российской столице образуется общность евреев, стремящихся к познанию и соблюдению Торы. При этом религиозные евреи Москвы практически не связаны с традиционной еврейской общиной. Эта оторванность порождает целый ряд проблем в разных областях жизни. Попробую объяснить почему.

Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине, внутри которой и осуществляется прямая и непрерывная передача Торы от отца к сыну, от Моше и поколения пустыни до наших современников. Именно там, где существуют традиционные еврейские общины, члены которых являются продолжателями традиции, обычно приобщаются к Торе люди, выросшие в семьях, оторванных от иудаизма. Даже в самой небольшой общине какого-то маленького городка человек, недавно принявший на себя выполнение заповедей Торы (на иврите его называют баал тшува) может увидеть, понять и впитать в себя атмосферу еврейской семьи, обратив внимание на нюансы и детали, которые невозможно вычитать в книгах. Но в Москве практически нет еврейских семей, в которых муж и жена были бы детьми религиозных родителей.

Необходимо отметить еще одно отличие ситуации в России и в Москве от обыкновенных еврейских общин. Когда мы знакомимся с еврейскими религиозными семьями, то оказывается, что в одной из них отец был учеником очень большого раввина, а его дед — хасидом великого ребе. Кто-то рассказывает о своем дедушке, который очень серьезно учил Тору, был уважаемым человеком в общине и отличался особенными качествами. Практически мы не найдем ни одного человека, который бы не соприкоснулся лично с большими мудрецами Торы и праведниками. Баалей тшува тоже любят находить среди прабабушек и прадедушек каких-то выдающихся людей: раввинов, знатоков Торы, но ни у одного из нас не было личной связи с этими людьми.

Оторванность от традиционных еврейских общин у соблюдающих семей в Москве сочетается с отдаленностью от центров изучения Торы и минимальным, а иногда просто отрывочным и поверхностным знанием Торы. Это порождает различного рода недопонимание отдельных законов, путаницу в их практическом исполнении, неправильное толкование различных мест в Торе и пророках и иногда до смешного наивное представление о знатоках и авторитетах Торы, благодаря чему мелкие жуликоватые евреи, внешне похожие на ортодоксов, с успехом представляются московским религиозным евреям, как знатоки Талмуда и каббалы.

Отсутствие связи с традиционной общиной выражается и в менее определенных вещах, понимание которых очень важно для человека, вставшего на путь соблюдения заповедей. Ведь еврей, выросший в традиционной соблюдающей семье, воспринимает от своих родителей и других родственников и окружающих его соблюдающих евреев стиль и форму поведения в различных бытовых ситуациях, отношение ко всем жизненным вопросам. Баалей тшува не с кого брать пример. Чаще всего их учителя Торы также начали соблюдать заповеди в зрелом возрасте, общаются они в своем кругу, а настоящие исконно традиционные еврейские семьи видят лишь во время праздников.

Все эти причины, прежде всего, порождают проблемы в отношениях между супругами. Человек, выросший в современном светском обществе, даже воспитанный неразведенными родителями, что является большой редкостью в наших краях, не представляет стандарта отношения к супруге или к мужу, являющегося нормой для основной массы традиционных еврейских семей. Это естественно, так как он не видит перед собой конкретных примеров отношений супругов, не наблюдает ежедневную жизнь традиционных еврейских семей. Ему трудно понять, что парень, выросший в соблюдающей семье, совершенно искренне считает создание семьи единственно возможной связью с женщиной. Женившись в двадцать с небольшим, такой человек живет со своей женой всю оставшуюся жизнь. Такое изначальное осознание уникальности выбранного спутника жизни и ряд других духовных моментов, объединяющих молодоженов, постепенно превращает новую еврейскую семью в прочную пару.

Конечно, парень, выросший в соблюдающей традицию семье, представляет, что существуют совершенно другие формы поведения, он видит на улицах светских евреев и неевреев в разных ситуациях. Однако в его мироощущении подобное поведение является таким же преступлением, как, например, ограбление. Ведь любой взрослый крепкий мужчина может с легкостью ограбить более слабого человека и с помощью чужих денег решить многие финансовые проблемы, но абсолютное большинство людей даже не задумываются над такой «доступной» возможностью решения экономических сложностей. Человеку, пришедшему из другого мира, без специальных усилий: внимательного наблюдения и анализа — трудно смоделировать подобное поведение в его жизни.

Баалей тшува также сталкиваются с серьезными сложностями при построении гармоничных отношений с детьми, так как не имеют никакого практического представления о многодетной семье. Им трудно балансировать между необходимостью материально обеспечивать растущую с каждым годом семью и желанием изучать Тору. С точки зрения еврейской традиции изучение Торы является важнейшим моментом, в то же самое время стабильность семейной жизни и успех в воспитании детей зависит от некого уровня достатка, который необходимо обеспечить. Но баалей тшува, увлеченные идеей познания Торы, часто поступаются материальными интересами и этим наносят тяжелые удары по семье.

Представим себе, например, молодого интеллигентного московского мальчика, который стал религиозным человеком и учится в серьезном израильском колеле. Его супруга тоже приняла решение соблюдать заповеди Торы. Она единственный ребенок в семье, выращенный заботливой мамой и бабушкой. Эта девушка стала соблюдать заповеди, но в отличие от своего мужа не успела достаточно изучить Тору, так как довольно быстро вышла замуж за молодого талмудиста из Москвы. Раз в год или два у нее рождается ребенок, кроме этого она работает, иногда в нескольких местах, и для того чтобы эта семья благополучно воспитала своих детей и состарилась в мире и согласии, требуется немало чудес.

Кто-то удивится моему утверждению и скажет, что все религиозные семьи ведут подобный образ жизни. Легко ответить на подобное возражение. Обычно религиозная женщина сама выросла в многодетной семье, с детства освоила навыки ухода за детьми. Но не только в этом причина. Есть колоссальное различие в самом жизненном восприятии на подсознательном и ментальном уровне, которое невозможно изменить за 2—3 года тшувы по мановению волшебной палочки. Поэтому в обществе баалей тшува мы наблюдаем гораздо более высокий процент разводов, нежели в исконно религиозной общине. Есть много семей, где отношения между супругами очень сложные. Такая же ситуация и с воспитанием детей.

Кто-то спросит, зачем об этом говорить? Что с этим делать? Ответ очень простой. Понимание проблемы является частью ее решения.

из журнала «Мир Торы», Москва


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.