Мы живем недалеко от Нью-Йорка, сейчас здесь очень холодно. Можно ли ходить по улице в перчатках или варежках, ведь у нас нет эйрува?
Большое спасибо, что обратились к нам. Когда холодно, разрешено надевать перчатки и варежки в месте, где нет эйрува. Давайте вкратце разберем этот вопрос.
Там, где нет эйрува, Тора запретила переносить предметы из одного владения (ршут) в другое. Кроме того, запрещено переносить предметы в общественном владении (ршут а-рабим) или в кармелит (владение, которое не является ни частным, ни общим) на расстояние около двух метров (4 амот; ама — «локоть» — ок. 48 см).
Однако одежду, в которую человек одет, и украшения, которые на нем, по Торе не запрещено переносить, т. к. они считаются частью самого человека. Тем не менее, в некоторых случаях мудрецы запретили переносить и их — из опасения, что они упадут или человек, забывшись, снимет их и понесет в руках и т. п. Подробно эти законы разбираются в Шулхан Арухе (Орах Хаим 301, 303).
Что касается перчаток и варежек, то они также считаются одеждой, и по Торе не запрещено надевать их. Однако на практике люди часто снимают их и несут в руке или карманах, поэтому некоторые галахические авторитеты «устрожают» соблюдение закона. Они считают, что запрещено надевать перчатки и варежки в местах, где нет эйрува, из опасения, что человек снимет их и понесет в руках или карманах. А это запрещено (см. Шулхан Арух 301:37).
Однако Мишна Брура (301:141) говорит, что принятый обычай — разрешать надевать перчатки и варежки. А тот, кто хочет соблюсти закон согласно более строгому мнению, но не хочет выходить без варежек, может до субботы пришить или крепко привязать варежки к одежде (Шулхан Арух 301:37).
Тем не менее, в сильный холод (Арух а-Шулхан 301:105), когда маловероятно, что человек снимет варежки на улице, разрешено выходить в них, даже если они не пришиты/привязаны до субботы.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
Он непременно должен держать брюки вместо ремня?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Гади Поллак
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону