Темы: Провидение, Свобода выбора, Рав Эльяким Залкинд, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей:
Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно.
И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина
Уважаемая Екатерина,
Не знаем, что привело Вас к выводу о том, что выбор человека заключается лишь в реакции на происходящее. Возможно, в каких-то статьях, уроках или ответах было что-то недостаточно ясно сформулировано. Разумеется, и в этом тоже работа человека — как понять и принять происходящее не по его воле, суметь увидеть во всём Провидение Всевышнего. Но, безусловно, существует и выбор в действиях, поведении, в построении своей жизни.
Так, нам даны заповеди — выполнить предписания и не нарушить запретов — в делах, словах, мыслях, формировании эмоций и личных качеств. И все это в руках человека, зависит от его выбора, отдано на его усмотрение. Иначе как можно было бы предписывать что-то? И как были бы возможны награда и наказание за действия человека? А ведь воздаяние за всё — один из основных законов, заложенных в Творении.
Но человек выбирает сам. Сказать доброе слово или промолчать. Помочь другому или пройти мимо. Быть благодарным за помощь или скорее забыть. Обратиться к Творцу с просьбой, молитвой, благодарностью или воздержаться от этого. Вообще — работать над собой или нет. И даже просто: обмануть или нет, украсть или нет, соблюдать кашрут или нет. И так далее — несчетное число ситуаций выбора: ежеминутного, ежедневного или на «перекрестке дорог», или выбора, от которого будет зависеть вся жизнь.
Так нам сказано в Письменной и Устной Торе: выбор собственных действий, слов, мыслей зависит от человека, а не установлен Свыше.
Вот несколько цитат из труда Рамбама (Мишне Тора, Законы раскаяния, гл. 5): «Право дано каждому человеку: если захочет — обратиться на добрый путь и быть праведным, а если захочет — отклониться на порочный путь и быть злодеем. Это в его руках… Пусть не будет в твоих мыслях того, что говорят неразумные: что Святой, благословен Он, выносит постановление о человеке с самого его сотворения — быть ему праведником или злодеем. Это не так. Но каждый человек может быть праведным, как наш учитель Моше, или злодеем, как Йаровам… И нет ни того, кто принудит его, ни того, кто постановит о нем, ни того, кто потянет его на один из этих двух путей. Но он сам по своему разумению обращается на путь, который пожелает. Это то, что говорит Ирмеяу (Эйха 3, 38): “Не из уст Всевышнего исходят бедствия и благо”… И этот принцип — великий принцип и столп Торы и Заповеди. Как сказано (Дварим 30, 15): “Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло…”, и сказано (Дварим 11, 26): “Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие…” — то есть: право в ваших руках… (А иначе как бы Всевышний) заповедовал нам через пророков: делай так и не делай иначе, исправьте свои пути и не идите за своим злом?.. Как была бы возможна вся Тора? И по какому правосудию взыскивалось бы со злодея и воздавалась награда праведному? Разве Судья всей земли не совершит правосудия? (Берешит 18, 25)»
Потому не стоит волноваться, выбор в руках человека — что совершить. Но только Творец мира, любящий нас, Свои творения, говорит нам: «предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло… и выбери жизнь…» (продолжение стиха Дварим 30, 15) — как советуют любимым детям: поступайте правильно, и это будет жизнь...
С уважением, Эльяким Залкинд
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Ашер Кушнир
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону