Темы: Молитва Амида, Молитва о дожде, Месяц Хешван, Еврейский календарь, Еврейский закон, Талмуд, Еврейская молитва, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРазъясните, пожалуйста, ситуацию со сменой вставки в девятом благословении молитвы Амида с летней (о росе) на зимнюю (о дожде). Как так получилось, что момент ее смены фиксируют по григорианскому календарю? В Кицур Шулхан Арухе (на русском) написано, что ее меняют на шестидесятый день после окончания лета. Это непонятно. Когда считают дату окончания лета? 1 сентября? Не получается. По нашему календарю — не может быть, т. к. в этом случае, какую дату ни возьми, не может быть 60 дней 5-го декабря. Короче, непонятно. И еще. Если датой смены вставки считается дата григорианского календаря, то почему менять вставку нужно в Маарив (вечернюю молитву)? Ведь по григорианскому календарю смена дат не вечером, а в 12 ночи. Непонятно. Шломо-Александр
Уважаемый Шломо-Александр!
Вы задали очень важный и интересный вопрос. На чем основан обычай евреев вне Земли Израиля начинать произносить в молитве зимнюю вставку — просьбу о дожде — по Григорианскому календарю?
Этот обычай основан на гмаре в трактате Таанит. Гмара говорит (10а), что бэ-гола (то есть, в Вавилоне) начинают добавлять эту вставку через 60 дней после начала ткуфат тишрэй (условно: осенний период). Во всем мире принято поступать согласно обычаю Вавилонии — начинать произносить вставку о дожде через 60 дней после ткуфы. (А в Израиле, Гмара говорит, мы начинаем произносить вечером 7 хешвана — через две недели после Шмини Ацерет, т. к. за эти две недели паломники успевали дойти до реки Евфрат). В этом вопросе мы поступаем согласно системе Шмуэля: делим средний солнечный год — 365 суток и 6 часов — на четыре равные части. Каждая ткуфа, получается, включает 91 сутки и 7,5 часов. Выходит, что эти периоды идут по среднему солнечному году, который составляет 365 суток и 6 часов.
В Талмуде приводится еще ткуфа рава Ады, которая меньше, чем ткуфат Шмуэль, и более точная, но решили для простоты расчетов ткуфот принять систему Шмуэля — по году 365 суток и 6 часов.
В этом году ткуфат тишрэй пришлась на 7 октября в 9 утра. Шестидесятый день после ткуфы включает день, на который она выпадает. Шестидесятый день выпадает на 5 декабря. Но, если считать дни по еврейскому календарю, то день начинается с вечера предыдущего дня, т. е. 4 декабря вечером. Поэтому в обычном году начинают добавлять эту вставку в молитве Маарив с 4 на 5 декабря (так было, например, в 2016, 2017 годах, и так будет в декабре 18 года). А в году, предшествующем високосному году по солнечному календарю (осень перед годом, сумма цифр которого делится на 4), за эти четыре года набирается еще один день, поэтому начинают вечером с 5 на 6 декабря. Т. е., например, в 2019 году, перед 2020, начнут произносить вставку в молитве Маарив с 5 на 6 декабря.
Ткуфат Шмуэль, как и Григорианский календарь, построен на средней продолжительности солнечного года. Поэтому они, как правило, совпадают.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Месяц Хешван назван Бул (увядание)
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Время молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Рав Бенцион Зильбер
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону