Темы: Ненависть, Гордость, Разрушение Храма, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему сказано: «Из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Второй Храм»? Ведь Камца — вообще не действующее лицо? Роза
Уважаемая Роза!
Этим вопросом задавались многие комментаторы. Попробую привести часть возможных ответов.
Великий мудрец раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (сокращенно Хида) объясняет эти слова так: «Посмотрите, из-за какого (будто бы) пустяка был разрушен Храм — из-за путаницы между “Камца” и “Бар-Камца!”» То есть, вопрос был не в том, из-за кого разрушен Храм, а — из-за чего. И ответ — из-за Камцы и Бар-Камцы, то есть из-за «ничтожной» оплошности и совсем незаметного различия в произношении этих двух имен. Рав Йосеф-Хаим (автор книги «Бен Иш Хай») добавляет: это высказывание мудрецов учит нас быть предельно осторожными в поступках и словах — ведь небольшая неточность может привести к страшным последствиям. Как говорится, слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
А вот Маарша отмечает, что, по всей видимости, Бар-Камца был сыном Камцы, ведь на арамейском языке (языке Талмуда) «бар» обозначает сын. И, добавляет Бен Иш Хай, соответственно, часть вины сына ложится на отца, его воспитавшего. Вот это и значит: из-за Камцы, который вырастил такого сынишку, как Бар-Камца, был разрушен Иерусалим.
Раби Ицхак-Меир из Гур (первый Ребе гурских хасидов) и автор Аводат а-Гершуни (раби Гершон Ашкенази, 17 в., Вена) предлагают два противоположных объяснения, согласно которым Камца был косвенно виноват в происшедшем.
Раби Ицхак-Меир объясняет, что Камца явился на пир без приглашения. Что произошло потом? Бар-Камца был встревожен, конечно, странным и неожиданным приглашением своего недруга, поэтому решил так: «Если я не увижу на пиру Камцу, то, наверное, произошла ошибка и меня пригласили вместо него, и тогда я не буду заходить». Но, заглянув в зал, он увидел, что Камца уже там, и сделал вывод, что пригласили и его, и Камцу и теперь бояться нечего. В чем же была вина Камцы, согласно этому объяснению? В том, что он пришел без приглашения. (В этом случае нужно добавить, что Камца был не настолько близким хозяевам человеком, чтобы прийти без приглашения).
Объяснение Аводат а-Гершуни — обратное: Камцу официально не пригласили (но наверняка уведомили), видимо, полагая что друзья приходят и без приглашения. Но он надулся и не пришел, и тогда хозяин послал за ним, а продолжение мы уже знаем: посланник перепутал его с Бар-Камцей и т. д. Получается, что всему причиной гордость Камцы. (В этом случае нужно добавить, что он был близким другом хозяина).
И здесь мы подходим к очень актуальному объяснению Маараля из Праги. Его подход: мудрецы всегда говорят о сути вещей, а не о побочных, пусть и важных, явлениях.
Поэтому, если они сказали, что из-за Камцы с Бар-Камцей был разрушен Храм, значит, тут сказано о главной причине его разрушения! В чем же она?
Храм соединял Высший и низший миры, создавал возможность гармонии между духовным и материальным. Гармония и целостность невозможны без мира. Только когда сердца и души людей сливаются ради единой цели — приближения к Творцу миров, привнесения в мироздание Б-жественного порядка, только если люди способны поступиться ради этого собственными амбициями, возможно явное Б-жественное присутствие в Храме.
Слово «Камца» — однокоренное слову «кмица», обозначающему «отделение», «отмежевание» (как коэн отделял — «камац» — щепоть муки для хлебного приношения). В то время, как известно, еврейский народ был разбит на многочисленные партии и группировки. Даже когда римляне осадили Иерусалим, в городе продолжалась братоубийственная война — за власть. Даже между людьми, объединившимися в одной партии, объясняет Маараль, не было настоящей дружбы, так как главная цель этих групп была — бороться с противниками. Если дружба способствует разделению, то она сама и есть разделение. У общества, пребывающего в таком состоянии, не может быть Храма. Хозяин дружил с Камцей, главным образом, ради борьбы с Бар-Камцей и его сторонниками, поэтому неудивительно, что именно эта дружба стала первым звеном в цепочке событий, приведших в конечном счете к разрушению Храма.
Вывод, который безусловно напрашивается: для того чтобы Храм был вновь построен, мы должны терпимо и с любовью относиться ко всем евреям, даже если они не разделяют наши взгляды или не относятся так к нам.
С уважением, Яаков Гельфман
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Моше Пантелят
Рав Яков Гельфман
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Хотелось бы самому взглянуть на то место в Учении, где это приведено...
Рав Яков Гельфман
Достаточно было взять один камень?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону