Темы: Коэн, Бо, Выкуп первенца, Первенец, Служба в Храме, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня с моим другом и товарищем по колелю возник спор на тему выкупа первенцев. Написано в седьмой части недельной главы Бо в стихе 13: «…и всякого первенца-человека из твоих сыновей выкупи». В моем понимании это значит, что, даже если бы греха первенцев (когда они участвовали в создании золотого тельца) не было, то первенцы все равно должны были бы выкупать себя, правда, я не представляю, у кого. Мой друг считает, что, если бы не было греха с тельцом, то не было бы коэнов как первосвященников, соответственно, не надо было бы первенцев выкупать, да и выкупаться, собственно, не у кого. Помогите, пожалуйста, с ответом. Заранее благодарен. Михаэль
Здравствуйте, Михаэль!
Вы затрагиваете целый ряд непростых вопросов. Но в целом, похоже, вы с другом оба правы.
Хотя обязанность служения в Храме действительно перешла от первенцев к левитам только в результате греха золотого тельца, комментаторы Торы объясняют, что обязанность выкупа первенцев существовала вне зависимости от этого события.
Так, автор комментария Кли Якар (к Бемидбар 3:13) спрашивает: где справедливость по отношению к первенцам: их лишили почета служения — и они же еще должны что-то платить? И отвечает: обязанность платить выкуп — это старый долг: во время казни первенцев в Египте Б-г уберег от такой же участи еврейских первенцев, и за это они обязаны Ему жизнью. Поэтому они должны платить выкуп за право продолжать жить, вне зависимости от того, чем они в этой жизни занимаются.
Сфорно (Шмот 13:2) продолжает обсуждение и обращает внимание на то, что повеление о еврейских первенцах приводится Торой вместе с повелением о первенцах животных.
Сефер Хинух (заповедь 18) объясняет, что обязанность выкупа первенцев связана в целом со святостью первых плодов всего, что принадлежит человеку. Так, необходимо отдавать коэну, представителю Б-га, первые плоды семи видов растений, которыми благословенна Земля Израиля (пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников — бикурим), и первую шерсть, состриженную у овец (решит а-гез). В основе этой заповеди, пишет Сефер Хинух, — обязанность человека признать, что все на свете принадлежит Б-гу. Когда человек над чем-то работает — выращивает растения или животных — он естественным образом чувствует, что плоды его трудов по праву принадлежат ему: ведь он трудился, и он добился! Поэтому Тора повелевает посвятить и принести первые плоды Б-гу: так человек усваивает, что всем своим благополучием он на самом деле обязан Ему, даже если и сам прилагал усилия.
Такова, пишет Сефер Хинух, основная причина, по которой была дана заповедь выкупать как первенцев животных, так и первенцев человека. И только после этого добавляет, что выкуп еврейских первенцев является также напоминанием о великом чуде — казни египетских первенцев и спасении еврейских.
Аналогичным образом объясняет обязанность выкупа первенцев и Сфорно. Первенцы животных должны быть посвящены Б-гу и принесены в жертву, и их нельзя использовать для будничных работ. А если их невозможно принести в жертву (например, если у них обнаруживается изъян определенного типа), то для будничных работ их можно использовать только после выкупа. Ибо изначально они принадлежат «Высшему Собственнику» (Гавоа) и должны быть посвящены и принесены Ему. И только выкуп — компенсация за эту «потерю» — позволяет человеку получить их в свое пользование.
Таким же образом первенцы человека изначально принадлежат Б-гу и, по идее, должны посвятить свою жизнь исключительно Ему, заниматься только служением. Поэтому для того, чтобы разрешить им будничные занятия, необходим выкуп. Так что эта обязанность действительно существовала бы, даже если бы не было греха тельца.
Но, с другой стороны, верно и то, что на практике выкуп надлежало платить только после того, как коаним вступят в свою должность, — после строительства и освящения Скинии. (Существует дискуссия о том, когда именно коаним были избраны для служения: одновременно с левитами, когда был создан телец, или еще до этого. Но в любом случае на практике они вступили в должность только после того, как была построена Скиния. См. Звахим 106 б).
Рамбан ясно пишет (Шмот 13:11): Б-г велел посвятить Себе первенцев после Исхода, но выкупать их повелел позже, когда заменил их левитами. Так же комментирует Рашбам (там же 13:13): слова Торы «выкупи первенцев человека» относятся ко времени после посвящения левитов и назначения их служителями вместо первенцев, ко второму году после Исхода, когда была построена Скиния.
Таким образом, хотя необходимость выкупать первенцев действительно существовала и без греха тельца, на практике Б-г велел это сделать только после вступления коаним в должность.
С уважением, Меир Мучник
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Яков Шуб
Каков был вес динара в Куштантина?
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Перед праздником Песах
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону