Темы: Танах, Шауль, Рав Овадья Климовский, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо.
Шалом Вам, и спасибо, что обратились к нам!
Как видно из комментариев, есть несколько способов понять слово нихамти — «сожалею». Некоторые полагают, что оно — когда речь идет о поколении Потопа — означает, наоборот, утешение: Всевышний как бы говорит: хорошо, что Я поместил человека среди земных творений, а не среди ангелов, иначе он и их бы поднял против Меня, как он поступил со всеми земными существами. Другие полагают (и именно это объяснение актуально для нашего вопроса), что нихамти означает полную отмену сделанного, то есть: династия Шауля будет не просто прервана, но и вычеркнута в принципе из системы еврейской государственности, будет назначен другой человек, семья которого по своей сущности будет царской династией Израиля.
Однако некоторые мудрецы не трудились прояснять значение слова нихамти, удовлетворяясь простым пониманием текста — «намерение Творца изменилось». Отсюда можно сделать вывод, что существует какой-то очень простой и очевидный способ разрешить противоречие, существующее, по-видимому, между нашим стихом и другим, где сказано: «…не солжет и не передумает, ибо не человек Он (Всевышний), чтобы передумать» (Шмуэль I, 15:29). Представляется, что здесь нам должно помочь понимание следующего факта: все, касающееся Самого Творца — Его мыслей, действий и прочего, — недоступно нашему разуму по определению, вследствие ограниченности нашего разума. Невозможно творению, существующему в определенных рамках, постичь Творца — безграничный Абсолют (так я понимаю сказанное в книге рава Хаима из Воложина «Нефеш а-хаим»). А все, о чем мы сейчас говорим и учим в Торе, — это проявления Творца в этом мире. Взаимодействуя с нами, Всевышний создает у нас тот или иной образ, назначение которого — вызвать у нас определенную реакцию. Так я слышал от своих учителей. Поэтому и возможны такие выражения, как «Всевышний передумал», «Ему грустно» и т. д. То есть, Он показывает нам, как мы должны относиться к поступку, из-за которого Ему «пришлось передумать» или «стало грустно», — так же, как если бы «передумал» наш любимый учитель, отец, царь — точнее, все они вместе.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону