Темы: Цдака, Маасер, Богобоязненность, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто делать, если при выполнении закона маасера и цдаки я чувствую за собой некие корыстные помыслы, так как в талмудическом трактате «Таанит» указано, что отделение маасера позволяет разбогатеть? Д.
Здравствуйте, Д.!
В другом талмудическом трактате, Бава Батра (10 б), сказано: если еврей дает цдаку «ради того, чтобы жили его сыновья или чтобы удостоиться доли в будущем мира, он полноценный праведник». Талмуд поясняет: даже если его желание не сбудется, он в глубине души дает цдаку от чистого сердца и не жалеет об этом. Так что, прежде всего, не волнуйтесь, Ваша благотворительность в любом случае — дело праведное.
Но можно сказать и больше. Конечно, чем благороднее помыслы, тем лучше. Но зачастую изначально они не только не идеальны, но и не могут быть идеальны. Чистые помыслы, без всякой корысти — это очень высокий уровень праведности, и такими праведниками обычно не рождаются, а становятся. Но как стать таким, если изначально находишься ниже?
Ответ — в еще одном известном изречении мудрецов: человек в любом случае должен изучать Тору, даже если его помыслы не совсем чисты (ше-ло ли-шма), ибо так он придет к изучению с чистыми помыслами (ли-шма). Изучать Тору тоже важно от чистого сердца, т.е. когда человека интересует сама Тора, а не статус, который дает ученость; «по любви», а не «по расчету». Но чистая любовь и заинтересованность не всегда существуют изначально. Тем не менее, надо приступать к изучению в любом случае, ибо любовь и увлечение приходят в самом процессе.
И здесь тоже мудрецы поясняют: изучение Торы с недостаточно искренними помыслами не только «терпимо», но часто является единственным путем, по которому рекомендуется идти. Ибо идеальная увлеченность и искренность в изучении Торы, без всяких помыслов о статусе, — очень высокий уровень, и такими чаще не рождаются, а становятся. Как? Начиная на более низком уровне и увлекаясь и обретая бескорыстие в процессе.
И идеально искренняя благотворительность — весьма высокий уровень праведности, и зачастую единственным путем к нему является благотворительность на том уровне, который достигнут на сегодняшний день. Делаем людям добро в любом случае, и тогда в процессе этого начинаем больше их любить и давать просто потому, что сама благотворительность доставляет удовольствие.
Более того, если мы станем ждать идеального уровня, то кто знает, когда именно он будет достигнут и сколько придется ждать? Даже если он будет достигнут, это может занять много времени. Да и полного идеала достичь почти невозможно. К тому же, чем человек праведнее, тем он требовательнее к себе и тем больше изъянов видит даже там, где со стороны все выглядит идеально. Таким образом, сам человек вряд ли когда-либо почувствует, что достиг цели. И что же, все это время он не будет заниматься благотворительностью? Так он упустит массу возможностей исполнить заповедь, да и качество ее исполнения так не улучшится и останется еще более далеким от идеала. Так что, наоборот, надо не терять времени и исполнять заповедь на том уровне, который достигнут сейчас. Это всегда лучше, чем ничего, и только так и можно когда-либо приблизиться к идеалу.
Опять же, как сказано об изучения Торы (Авот 2:4): «Не говори: когда освобожусь [от забот], буду учиться. Ведь, может быть, никогда не освободишься!» Так и здесь можно сказать: «Не говори: когда достигну идеальной искренности, займусь благотворительностью». Кто знает, когда мы этого достигнем, а цдаку давать надо. Так что давайте цдаку на том уровне, что есть, и, с Б-жьей помощью, достигнете самого высокого уровня.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону