Темы: Цель творения, Смысл жизни, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныС какой целью для Себя Б-г создал человека? Возможно, это за рамками нашего понимания, но всё же. Было ли Творцу одиноко? Хотел ли Всевышний найти ответ на какой-то вопрос для Себя? Предположим, человеку дана жизнь, чтобы он стал лучше, ближе к Творцу. Но какой толк от жизни человека Б-гу? Давид
Уважаемый Давид,
Вы задали глубокий вопрос.
Однако Вы сами уже дали на него настоящий ответ: такие предметы, действительно, за рамками нашего понимания. По той простой причине, что Всевышний беспределен, а мы ограничены. И поэтому всё, что касается Самого Всевышнего, не вписывается ни в какие наши определения, неминуемо конечные. Так и замысел Творения, и глубина этого замысла — не поддаются определению ограниченного человеческого разума.
Приведу Вам образный пример: точка не способна «понять» и даже «представить» себе, что такое прямая. Ведь для точки не существует понятие протяженности. А прямая не может «представить» себе плоскость или пространство, находящиеся вне ее измерения. При этом все они — ограничены, и, хотя им присуще понятие бесконечности, они «постигают» его лишь в конкретных для каждого параметрах. Бесконечность же Всевышнего, если допустимо использовать подобные термины, — абсолютна, какого бы Его проявления в мире мы не коснулись. (И только о Его проявлениях в мире нам дано говорить, не о Нем Самом, Запредельном вовсе). И все соединяется в бесконечное единство, «глубине» которого нет конца.
«Ибо не как Мои мысли — мысли ваши, и не как ваши пути — пути Мои, — сказал Всевышний» (Йешайа 55, 8). Что может знать, например, муравей о мыслях и замыслах человека, на чьей ладони он оказался? А о закономерностях движения всего сонма светил и их влияния? Хотя в чем-то и муравей, и человек, и светила подобны: у них есть границы. Но их нет у Того, Кто их сотворил.
И всё же, если мы попробуем в рамках наших ограниченных понятий прикоснуться с какой-то стороны к «пониманию» Замысла… То есть представить, как бы Всевышний ответил нам на этот «простодушный» вопрос: мы видим в мире, что каждый, создающий изделие, преследует какую-то цель для себя. А Всевышний? Зачем Ему понадобилось создавать Творение? Ведь Он, Благословенный, совершенен и у Него «есть всё», и ничто не дополнит Его совершенства и цельности.
Сказано в Пиркей Авот (1,3) «Не будьте как слуги, работающие на господина, чтобы получить награду (подарок), а будьте как слуги, работающие на господина не ради награды, и пусть будет у вас трепет перед Небесами». То есть: служите Всевышнему не ради вознаграждения или даже подарка, знака расположения, а просто из любви и желания отдать Ему все свои силы… И — в трепете перед Его величием). Для Него, перед Ним, а не для какой-либо своей выгоды.
И если это то, что Всевышний хочет от нас, то, конечно, таково и одно из Его проявлений. Как известно, нам предписано работать над своим характером и поведением в стихе «И ходи Его путями» (Дварим 28, 9 и др.). То есть: постарайся уподобить свои качества и пути тем качествам и путям, которыми Всевышний проявляет Себя в мире. Как Он милостив, так ты будь милостив и т.д. Поэтому мы можем сделать вывод, что, создавая мир, Он, Благословенный, Обладающий абсолютно всем, хотел наделить нас благом — для нас, не для Себя, не для Своей «пользы и выгоды». (Как известно из многих книг, Всевышний создал мир, чтобы наделить Свои творения благом).
Наши мудрецы говорят: есть люди, у которых даже благодеяние оказывается грехом, так как конечная цель их благих поступков — собственная выгода: прибыль, почет, возможность гордиться собой и т.д. Идеал же — делать благо ради помощи другому, следовать справедливости и истине только потому, что это истина и справедливость. Не думая ни о какой выгоде для себя вовсе.
Итак Всевышний создал мир для нас. И это с необходимостью так, ведь Он совершенен и миру нечего дать своему Творцу.
То благо, которым Всевышний хотел наделить Творение, — это близость к Нему, Который является абсолютным благом. Близость же предполагает подобие. Потому, если мы научимся строить свое поведение и характер на способности давать другим, помощи, служении — ради того, кому отдаем и служим, — мы уподобимся в этом нашему Создателю. Исполнив, к тому же, Его заповедь, Его желание — для Него. И тогда приблизимся к Нему. И, так как действия человека, тем более — заповеди, которые он исполняет, всегда оказывают влияние на его характер, его внутренний мир, помогают ему понять связанные с этими действиями истины, мы сможем немного приблизиться и к ответу на этот «запредельный» вопрос: для чего Всевышний создал человека?
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
…и многие другие?
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону