Темы: Килаим, Запреты, Тора и наука, Кашрут, Рав Яков Шуб, Растения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, являются ли плоды, полученные в результате генной модификации (ГМО), запрещенными? Ведь общеизвестно, что генная инженерия шагнула далеко вперед и многие плоды, поступающие на рынок, были модифицированы на генном уровне. Влияет ли это на их кошерный статус?
Большое спасибо за интересный вопрос. Существует ряд особых законов, связанных с выращиванием растений в Эрец-Исраэль — из-за её особой святости. К ним относится, например, заповедь отделять десятину от урожая (трумот и маасрот), запрет орла и запрет килаим, см. ниже.
Поэтому в Эрец-Исраэль запрещено выращивать вместе, скрещивать и смешивать два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «…поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).
Сефер а-Хинух (заповедь 244) определяет причину заперта килаим следующим образом: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно».
Как было сказано выше, Тора запрещает смешивание различных видов растений. В Мишне приводится целый список конкретных действий, на которые распространяется данный запрет.
Одно из таких запрещенных действий — прививать ветку растения одного вида к растению другого вида. На концептуальном уровне это подобно процессу смешения генов различных растений.
Тем не менее, Рав Исраэль Бельский, один из ведущих американских раввинов, который долгие годы выносил галахические решения для департамента кашрута OU, постановил, что генетически модифицированные фрукты и овощи являются кошерными. Он пояснил, что запрет килаим относится только к описанным конкретным действиям, которые запрещены Торой или мудрецами. На другие формы смешения видов, в том числе и модифицирование на уровне генов, данный запрет не распространяется. По той же причине, например, не запрещено сажать плодовое дерево одного вида рядом с деревом другого вида, даже если при этом без сомнения будет происходить перекрестное опыление.
Рамбан (комментарий к Берешит 1:11) объясняет, что причина запрета килаим следующая: смешение различных видов нарушает прямое повеление Всевышнего растениям: порождать виды, подобные себе — «по роду своему» — «лэ-мино» (Берешит 1, 11). И, на первый взгляд, можно было бы предположить, что это исключает любое смешение, независимо от того, какое именно действие привело к нему. Тем не менее, как было сказано выше, фактический запрет нарушается, только если смешение достигается одним из конкретных способов, указанных Торой или мудрецами.
Кроме того, за исключением килэй а-керем (посадки разных видов злаков, бобовых и овощей в винограднике), даже если растения были выращены в результате действия, на которое распространяется запрет килаим, они все равно разрешены в пищу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
С наступлением Адара преумножают веселье
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Яков Шуб
А на двух в одном контейнере?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Замир Коэн
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ту би-Шват – это день, прославляющий Страну Израиля.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону