Темы: Авраам, Благословение, Гостеприимство, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Мир Израилю! Прошу ответить на вопрос: какое благословение произносил Авраам и говорил произносить людям после того, как он их принял и накормил, вместо платы деньгами? Заранее благодарю. Мир Израилю! К.
Шалом алейхем, уважаемый К.,
Вавилонский Талмуд[1] трактует слова Торы[2] о праотце Аврааме — «И воззвал там именем Всевышнего к миру» — следующим образом: он добивался того, что все путники, проходившие мимо его шатра, благодарили и благословляли Всевышнего. «Как это происходило? После того, как Авраам принимал путников у себя и угощал их, разумеется, они благодарили его за это. В ответ он говорил: “Разве вы ели то, что принадлежит мне? Вы ели от того, что принадлежит Творцу всего мира!”. Тогда путники благодарили и благословляли Того, по Чьему слову был сотворён мир». Согласно этому, благословение, которое путники произносили, могло звучать так: «Благословен Тот, по Чьему слову был сотворён мир!» (На иврите, в транскрипции: Барух Ше-Амар вэ-айя олам).
Разъясняя это место в Талмуде, комментарий Тосфот Шанц цитирует мидраш, в котором сказано: если путники не желали благословлять Всевышнего, Авраам говорил им: «Тогда платите за то, что съели и выпили. Но только это весьма высокая сумма, ведь я живу посреди пустыни и доставить сюда еду и питьё требует немалых усилий». Когда путники видели, что Авраам собирается взять немалые деньги, они предпочитали благословить Всевышнего.
Мидраш Рабба[3] уточняет, как именно это происходило. После того, как путники заканчивали трапезу, Авраам говорил им: «Благословите!», а они спрашивали: «Что мы должны сказать?» Он отвечал им: «Благословен Творец мира, Чью еду мы ели!» (На иврите, в транскрипции: Барух Э-ль олам, ше-ахальну ми-Шело). То есть, согласно этому мидрашу, такова была формула благословения.
Очевидно, благословение могло быть и иным. Ведь принципиальным (согласно комментарию Талмуда) было именно то, что благодаря Аврааму люди начинали благодарить, благословлять Всевышнего. То есть, он сообщал им веру в то, что всё, что наполняет этот мир, принадлежит Всевышнему, а мы — лишь пользуемся дарованными Им благами и должны Его за это благодарить. А слова, которыми это выражается, могли быть разными…
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Трактат Сота, лист 10а.
[2] Книга Берешит 21:33.
[3] На тот же стих Торы.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Яков Шуб
Для кого хозяева приготовили столько яств?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону