Темы: Талмуд, Устная Тора, Изучение Торы, Где учить Тору, Рав Авраам Коэн
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОдин из принципов Торы — от общего к частному или от частного к общему — как это объяснить? В.
Добрый день, шалом!
Большое спасибо за Ваш вопрос. Хочу только уточнить, что в Вашем коротком предложении есть два вопроса: что такое один из принципов Торы, то есть вообще — что такое принципы, и что такое клаль у-фрат, т.е. правило «от общего к частному и от частного к общему».
Правило для выведения нового закона из слов Торы называется на иврите мида, и очень приблизительный перевод этого слова — «принцип». Не вдаваясь в детали вопроса, скажу, что есть таких 13 мидот, т.е. принципов, правил, по которым из Письменной Торы выводятся законы Устной Торы. Сами эти принципы, т.е. как они работают, это — Устная Традиция, которая восходит к дарованию Торы. (Как Вы знаете, на горе Синай еврейский народ получил две Торы: Письменную, которой кроме еврейской пользуются и другие религии, например, христиане, называя Пятикнижием Моисеевым, и Устную Тору, которая содержит в себе огромный массив еврейской Традиции).
Одно из ключевых знаний Устной Торы — это тринадцать мидот, т.е. тринадцать принципов вывода законов Устной Торы из Письменной Торы.
Теперь конкретно о Вашем вопросе. «От общего к частному и от частного к общему» — это один из тринадцати принципов, который на иврите звучит ми-прат ли-хлаль у-ми-хлаль ли-фрат. Человек, который внимательно изучает Писание, увидит, что иногда Тора приводит общее понятие, а после него — конкретное, или наоборот. Тогда это правило — ми-хлаль ли-фрат — говорит нам, что в данном случае, если вначале упомянуто общее понятие, а потом конкретное, то этот закон Торы касается только узкого понятия, которое ограничивает общее. Пример — в Книге Ваикра (1, 2) сказано: «из животных» — это общее понятие, а дальше сказано «из крупного рогатого скота или мелкого рогатого скота» — это частное понятие, и наше правило говорит, что в данном случае речь в Торе идет только о частном понятии, то есть жертву можно приносить только из крупного или мелкого домашнего скота, других животных в жертву приносить нельзя.
И, наоборот, ми-прат ли-хлаль, т.е. от частного к общему, учит — закон Торы распространяется на все множество случаев, включенных в это общее понятие, несмотря на то, что в начале был упомянут частный случай. Примером применения правила «от частного к общему» можно служить закон, который освобождает человека, охраняющего чью-либо скотину, от обязанности возместить ущерб, если она умерла. Сказано в Торе (Шмот 22 9): «Когда даст человек ближнему осла или быка, или овцу…» — это частные примеры, «…и любую скотину» — это обобщение, и мы учим, что закон распространяется на все виды домашней скотины, а не только на конкретные — осла, быка или овцу.
Здесь надо уточнить, что то, о чем мы с Вами говорим, эти принципы-правила, — их невозможно понять и изучить в отрыве от изучаемого материала. Эти принципы являются краеугольным камнем Талмуда, и поэтому в Сидуре (еврейском молитвеннике) изучение этих тринадцати мидот, которые сформулировал раби Ишмаэль, каждое утро засчитывается как изучение Устного Учения — наверное, там Вы их и прочитали.
Поэтому, если Вас интересуют эти принципы, наш совет — открыть Талмуд и начать его изучать. Но человек не может изучать Талмуд самостоятельно — он там просто ничего не поймет :)), поэтому советуем Вам обратиться на нашу программу Талмуд Онлайн, где при соответствии определенным критериям каждый может получить индивидуального преподавателя по изучению Талмуда.
С уважением, Авраам Коэн
Читайте также: тема Изучение Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Толдот Йешурун
Рав Овадья Климовский
Авраам Коен
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Авраам Коэн
А что такое "Толдот"? Есть разные переводы этого слова на русский язык, разные оттенки ивритского всеобъемлющего понятия "Толдот": Порождения, История, Происхождение…
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Бина-Эстер Меламед
Публикуем это письмо из Берлина с рассказом о большом празднике – внесении нового свитка Торы в ешиву в Берлине
Рав Эльяким Залкинд
Рабейну Гершом добавил к Торе запрет многоженства?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону