Темы: Синагога, Молитва, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОбратил внимание, что в синагоге люди стараются сидеть на каком-то постоянном месте, насколько это важно и с чем это связано? Михаэль
Уважаемый Михаэль,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, по еврейскому закону человек должен найти себе постоянное место для молитвы (Шулхан Арух, Орах хаим 90:19). Мы видим, что уже у наших праотцов были постоянные места молитвы, например, об Аврааме сказано (Берешит 19:27): «И поднялся Авраам рано утром (и пошел) на то место, где стоял пред Господом».Поэтому Талмуд (Брахот 6 б) говорит о том, кто отводит постоянное место для молитвы, что он благочестив, скромен, и называет его учеником Авраама.
Этот закон объясняют по-разному:
— Молитва уподобляется жертвоприношению, а для каждого жертвоприношения было определено особое место. Поэтому необходимо определить такое место и для молитвы (Тур, Орах Хаим 90).
— Человеку, который молится на постоянном месте, легче сконцентрироваться и сосредоточиться на молитве (Сефер а-Хинух, заповедь 95).
— Место, на котором человек молится, получает определенную святость, поэтому, когда он постоянно молится там, возможность того, что молитва будет принята, возрастает благодаря святости этого места (Цлах, Брахот 6 б).
Здесь стоит привести сравнение Аризаля, которое облегчает нам понимание действия молитвы. Человек, который хочет пробить стену, стреляет все время в одно и то же место, и только глупец каждый раз стреляет в новое место. Сегодня, после разрушения Храма, существует как бы «железная стена» между евреями и Небесным Отцом, и только молитва помогает пробить эту стену.
Приведем некоторые основные положения этого закона:
Где следует отвести место?
Недостаточно просто постоянно молиться в одной синагоге, необходимо, чтобы в самой синагоге у человека было постоянное место (Шулхан Арух 90:19). При этом можно отвести разные места для разных молитв, например, молиться в будние дни в одном месте, а в субботу — в другом.
Границы места
Квадрат размером 4 амот на 4 амот (приблизительно 2 на 2 метра) считается одним местом (Мишна Брура 90:60). Поэтому, например, если на Ваше постоянное место сел гость и неудобно попросить его пересесть, то можно молиться рядом, что также будет считаться молитвой на постоянном месте.
Постоянное место дома
Человек, который в силу обстоятельств не может молиться в синагоге и вынужден молиться дома или на работе, также должен отвести постоянное место для молитвы (Мишна Брура 90:59).
Женщины
Этот закон распространяется и на женщин. Поэтому им также следует стараться выделить постоянное место для молитвы (Алихот бат Исраэль 36:1).
Смена места
Место разрешено менять только в случае необходимости (Шулхан Арух 90:19). Например, когда какие-то внешние факторы (открытое окно, кондиционер и т.п.) или люди, которые молятся рядом, мешают сконцентрироваться на молитве.
О каких частях молитвы идет речь?
Закон касается, прежде всего, Амиды — главной части молитвы (Ревивот Эфраим 1:67). Некоторые считают, что необходимо оставаться на одном месте в течение всей молитвы.
Место для учебы
Следует также установить себе постоянное место для изучения Торы (Рамо 155:1, Мишна Брура 155:7). Кроме того, когда человек изучает Тору и молится на одном месте, его молитва имеет особую силу.
Скорбящий
Принято, что скорбящий меняет свое место в синагоге (подробно этот закон см. Шулхан Арухи Рамо, Йорэ Дэа 393).
Покупка места в синагоге
Принято, что молящиеся покупают себе постоянное место в синагоге (респонс Рашба 1:319, Игрот Моше, Хошен Мишпат 1:40). При этом место остается собственностью синагоги, поэтому, например, если человек переезжает и хочет передать свое место кому-то определенному, он должен получить на это разрешение раввина или старосты синагоги (Мишкан Давид 15, 2, цит. Рава Карелица).
Покупка места из денег десятины (маасера)
Изначально человек не должен покупать место в синагоге из денег маасера. Но если он находится в стесненных обстоятельствах и не может иначе позволить себе купить место, ему разрешено это сделать на деньги маасера (Респонс Минхат Ицхак 8:83, Циц Элиэзер 20:35, Цдака у-Мишпат 6, прим. 26).
Незваный гость
Если у вас есть постоянное место, вы пришли и какой-то посторонний гость его занял — не принято «сгонять» другого. Но, если он занимает ваше место на постоянной основе — то стоит мягко объяснить, что это ваше постоянное место…
Воспитание детей
Для воспитания детей и приучения их к молитве в синагоге постоянное место — обязательное условие!
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сегодня габай — должность общественная
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Святость синагоги и Бейт-Мидраша очень велика
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону