Темы: Сотворение мира, Суббота, Мидраш, Чудеса, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Может ли Б-г сам нарушить закон Торы? Т.е. сделать «исключение из правил»? Если да, то в каком случае и когда это уже происходило? Если нет, то как тогда объяснить чудеса? Заранее спасибо. Алексей
Шалом, уважаемый Алексей,
В Мидраше Рабба[1] сказано следующее: «Тора говорит: Я была инструментом Творца. Как принято в мире… когда мастер не строит по своему усмотрению, а есть у него чертежи, с которыми он сверяется, строя комнаты и ворота. Так же Всевышний смотрел в Тору и творил мир…».
Видимо, когда Вы уподобляете чудеса нарушению законов Торы, Вы имеете в виду то, о чем говорит этот мидраш.
Наши мудрецы говорят[2] следующее: когда мы упоминаем о чудесах, происходивших на протяжении истории, речь не идет об изменении воли Творца (не дай Б-г!). Ведь в тот час, когда Он сотворил землю, небо и всё, что их наполняет, — Он знал обо всех событиях, которые произойдут, а также о том, что наступит время, когда Творению понадобится изменить свою природу (ради того, чтобы свершилось чудо). Возможность чудес изначально была «заложена» в природе, и когда мы говорим о случившемся чуде, мы не имеем в виду, что Творец «узнал» какое-то новое обстоятельство[3] или изменил Свою волю.
То есть все чудеса были сотворены заранее, во времена Творения, и предназначены каждое для своего времени. Но не «встроены» в природу с тем, чтобы обязательно произойти с наступлением этого времени, хотя это предусмотрено Творцом, как сказано[4]: «Всё ожидаемо (Всевышним), а выбор — дан (человеку)». Ведь Его знание не мешает событиям произойти по-иному. А означает это, что все чудеса находятся как бы в «подвешенном» состоянии, в ожидании того, какой выбор сделает человек.
Мишна в трактате Пиркей Авот[5] перечисляет конкретные чудеса, которые были заранее сотворены Всевышним. Она начинается так: «Десять вещей были сотворены у границы наступления субботы (в первую неделю Творения)…».
Комментаторы[6] задаются вопросом: но ведь и множество других чудес происходило и продолжает происходить в мире, кроме упомянутых десяти. Разве только десять было сотворено? И зачем подчеркивается, что они сотворены «у границы наступления субботы»?
И отвечают[7] на этот вопрос так: разумеется, все остальные чудеса тоже были сотворены в первую неделю, во времена Творения[8]. Но только в другие дни. И лишь эти — у границы субботы. Почему же они упомянуты отдельно? Именно из-за своей близости к субботе. Ведь цель субботы — «святая святых» — утверждение царства и власти Всевышнего! И эти чудеса — сотворены непосредственно для того, чтобы свидетельствовать о царстве Всевышнего! Поэтому они находятся на более высоком уровне, чем любое другое чудо, цель сотворения которого включает и «будничный элемент» — обеспечение личных нужд, спасение праведника…
Можно подвести итог и ответить на Ваш вопрос: воля Б-га заключена именно в самой Торе, согласно которой Он творил этот мир. И воля Его неизменна. Мы, конечно же, ни в коем случае не можем сказать, что Б-г «чего-то не знал» или «решил, а потом изменил Свое решение в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». По этой причине, разумеется, на Ваш вопрос «Нарушал ли Б-г законы Торы?» следует ответить отрицательно.
А чудеса, которые в мире происходили и происходят, — никак не противоречат Его воле и Его Торе. Они сотворены, и возможность того, что они «выстрелят», создана еще в течение первых дней Творения. Произойдут они или нет, зависит лишь от нашего выбора — выполнять или нет волю Творца, свидетельствовать или нет о Его царстве в этом мире…
Чтобы иметь возможность глубже изучить эту, а также другие темы иудаизма, предлагаю Вам принять участие в программе «Талмуд онлайн», в рамках которой Вы могли бы заниматься индивидуально с преподавателем через Скайп, изучать интересные для Вас темы\книги иудаизма и задавать интересующие Вас вопросы.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Берешит Рабба, 1:1.
[2] См. комментарий Тосфот Йом-Тов на Пиркей Авот 5:6.
[3] Из-за которого это чудо было совершено.
[4] Пиркей Авот 3:15.
[5] 5:6.
[6] Тосфот Йом-Тов, Тиферет Исраэль и др.
[7] Тиферет Исраэль на мишну.
[8] Как мы объяснили выше.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону