Темы: Война, Чудеса, Вера и упование, Яков Шуб, Заслуги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧего от нас хотят? Вокруг сирены, ракеты, взрывы. Я недавно приехала с Украины и не была готова к такому развитию событий. Я знаю, там, на Украине под обстрелами погибают люди, здесь сейчас тоже так будет? Диана
Уважаемая Диана, большое спасибо за Ваш вопрос. Земля Израиля под обстрелом! Большинство населения уже слышало холодящий звук сирены тревоги. Взрослые и дети должны были искать убежище в защищенных помещениях и, затаив дыхание, ждать характерного взрыва, который свидетельствует о том, что очередная ракета либо разорвалась на открытой местности, либо сбита противоракетной системой «Железный купол».
Давайте попробуем на минуту остановиться и поразмыслить, что же все-таки происходит вокруг нас. За последнюю неделю в направлении еврейских городов и поселений было выпущено более 2000 ракет различной мощности. Не надо быть большим военным специалистом, чтобы понять, что каждая из таких ракет, попадая в цель, может унести десятки человеческих жизней. Но, благословение Вс-вышнему, такого не происходит. Почему? На этот вопрос не ответит нам ни один военный специалист или политический обозреватель. Более того, известно, что в военных академиях мира не изучают ни «иудейские войны» древности, ни современные войны государства Израиль, поскольку на основании этих материалов невозможно сделать никаких практических выводов. Вс-вышний бережет еврейский народ. Нужно быть слепым, чтобы не заметить, что вокруг нас происходят явные чудеса! Даже сами хамасовцы признают, что они делают все возможное, чтобы попасть в населенные пункты и уничтожить как можно большее количество мирных жителей, но… Б-г не дает им это сделать.
Мы проходим первый урок упования на Вс-вышнего. В комментарии на Мишлей Виленский Гаон говорит: упование заключается в том, что человек чувствует себя спокойно и уверено, находясь под властью Вс-вышнего. Обычно человек бывает спокоен только в отношении того, что находится в его руках, под его управлением. Поэтому, например, он не боится садиться в автомобиль или переходить улицу, хотя аварии на дорогах — не такая уж и редкость. Ведь в этот момент он ощущает, что все в его руках и он контролирует ситуацию. И в целом это то, к чему человек стремится.
И, наоборот, когда человек слышит сирену тревоги, что означает: в направлении его города летит ракета, он чувствует себя достаточно беспомощным, не может больше полагаться на свои силы. Поэтому, анализируя ситуацию и понимая, что происходящее вокруг — это явные чудеса, мы можем сделать первый шаг по пути упования на Вс-вышнего. Ведь сейчас мы и телом, и разумом понимаем, что Вс-вышний бережет нас и заботится о нас. Теперь мы чувствуем, что можем быть спокойными даже в такой момент, когда своими силами уже ничего не можем сделать.
Однако, как известно, нельзя полагаться на чудеса. Кроме того, глупец тот, кто считает, что чудеса происходят благодаря его заслугам. Рассказывают, что во время войны в Персидском заливе один из духовных руководителей поколения, Рав Шломо Вольбе, действовал исключительно в соответствии с инструкциями управления гражданской обороны и каждый раз во время тревоги надевал противогаз. Великий мудрец обосновывал это тем, что ни у кого из нас нет достаточного количества заслуг, чтобы продолжать жить; и кто сказал, что смерть не найдет нас именно таким образом?
Самое сильное и естественное желание человека — это желание жить. Понятно, что право жизни надо заслужить. А, как мы только что выяснили, ни Рав Шломо Вольбе, ни, тем более, мы не можем полагаться на то, что за свои заслуги, выполненные нами заповеди получили это право. Так на что же полагаться, как можно спасти свою жизнь?
На этот вопрос отвечает Рав Исраэль Салантер, основоположник движения Мусар, в книге Ор Исраэль (письмо 3). Еврейский народ как общность (клаль Исраэль) — самый желанный для Вс-вышнего, ведь именно для него Он создал этот мир. Любовь Вс-вышнего к еврейскому народу гораздо выше и глубже, чем заслуги каждого отдельного человека. Вс-вышний, как мы реально видим сейчас, готов совершать чудеса для всего народа — вне зависимости от духовного уровня каждого из нас. Еврейскому народу как общности обещано, что с ним ничего дурного не произойдет. А каждому отдельному еврею ничего такого не обещано.
Поэтому чтобы спастись и заслужить жизнь, надо стать частью этой общности и быть ей полезным. В тот момент, когда человек становится ее частью, он перестает жить «за свой счет» и начинает жить «за счет» Вс-вышнего. Ведь теперь он — составная клаль Исраэль, а Вс-вышний любит клаль Исраэль и готов делать для него чудеса. Кроме того, понятно, что Тора и заповеди — это то, что делает нас еврейским народом, поэтому, безусловно, без них невозможно стать его частью. Соответственно, оценивая каждого человека, Вс-вышний принимает в расчет и то, скольким людям он нужен в этом мире. И даже если сам человек не заслуживает жизни, ему могут ее даровать ради тех людей, которые в нем нуждаются.
Каждый из нас может найти уникальную область, в которой он может быть полезен еврейскому народу. У кого-то есть организаторские способности, кто-то может преподавать, кого-то Вс-вышний благословил материально так, что у него есть возможность помогать малоимущим и поддерживать изучение Торы. Оглянувшись вокруг, можно найти множество людей, которые нуждаются в помощи и поддержке, и — где применить свои способности.
Пусть Вс-вышний поможет нам всем быть частью общности — еврейского народа — и наслаждаться и дальше Его бесконечной любовью.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рут Сомински
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Арье (Лев) Кацин
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону