Темы: Отношения с родственниками, Кашрут, Моше Сытин, Кашерование посуды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня такой вопрос: скажите, пожалуйста, вот если я поеду в гости к родственникам, могу ли я там поесть из их посуды? Например, кашу, приготовленную в посуде, не окунутой в микву, но приготовленную евреем? Или сварить картошку, например, в кастрюле? Суп овощной? Это будет нарушением?
Здравствуйте! Ваш вопрос можно разделить на две части: 1. можно ли есть пищу, которая уже приготовлена в некашерной посуде, но без Вашего участия? и 2. можно ли изначально самому готовить кашерную пищу в посуде Ваших родственников?
Чтобы ответить на эти вопросы, понадобится небольшое предисловие. По закону Торы, прежде чем пользоваться некашерной посудой, ее необходимо откашеровать. Иначе пища, сваренная в некашерной кастрюле или пожаренная на некашерной сковороде, будет запрещена. Тем не менее, если посуду не использовали для горячей пищи в течение 24 часов, вкус, который она впитала, «портится» и не может сделать запретным следующее блюдо, которое в ней окажется. Можно спросить: если после 24 часов посуда не может сделать запретной сваренную в ней пищу, зачем вообще ее кашеровать? Не достаточно ли подождать сутки — и кухонная утварь откашеруется автоматически? Ответ на этот вопрос находим в Гмаре, в трактате Авода Зара (76а): мудрецы запретили пользоваться посудой, которая «отдыхала» сутки, из опасения, что по неосторожности люди воспользуются и посудой, не «отдыхавшей» это время. Причем запрет настолько строг, что если человек УМЫШЛЕННО проигнорировал данное постановление и воспользовался неоткашерованной кастрюлей, «бездействовавшей» 24 часа, то пища, сваренная в ней, запрещена — как тому, кто варил, так и тому, для кого еда предназначалась. Но если пища в такой кастрюле была приготовлена по незнанию или по ошибке, постфактум она разрешена.
На основании этого можно заключить: находясь в доме, где не соблюдаются законы кашрута, пользоваться кухонной посудой для приготовления горячей пищи запрещено. Поэтому если Вы отправляетесь в гости на долгое время, чтобы соблюдать кашрут за пределами своего дома, необходимо заранее запастись небольшим набором кухонных принадлежностей.
Но что делать, если Вам уже приготовили еду в некашерной посуде? Можно ли ее есть? Отказ может обидеть хозяйку дома… В этом случае при необходимости можно «облегчить» закон, но только если выполняются нескольких условий:
1. Этой кастрюлей или сковородой не пользовались для приготовления некашерной пищи в течение 24 часов. Посуда, о которой неизвестно, пользовались ли ей в течение последних суток, также не делает еду запрещенной постфактум.
2. Посуда во время приготовления кашерной пищи была абсолютно чистой.
3. Если блюдо содержит острые ингредиенты, такие, как лук, чеснок, острый перец и т.п., они не должны составлять бОльшую часть приготовленного блюда. Также следует убедиться, что во время приготовления лук не жарили (или не тушили) отдельно перед добавлением остальных продуктов.
4. Вы абсолютно уверены в кашерности всех ингредиентов.
5. Вы не просили, чтобы Вам приготовили еду, т.к. если еда была приготовлена в некашерной посуде по Вашей просьбе, считается, как будто Вы сами воспользовались этой посудой. В этом случае еда, находящаяся в ней, Вам запрещена (Шулхан Арух 122:6).
Если все эти условия выполняются, можно «облегчить» закон и есть приготовленное для Вас угощение. То, что посуда не была в микве, не делает сваренную в ней еду запрещенной, т.к. закон запрещает только само использование посуды без окунания в микву.
Однако подчеркнем: все сказанное до сих пор касалось лишь кашерности самой пищи. Вопрос о том, как ее можно будет есть, не затрагивался. Ведь накладывая еду в некашерную тарелку и используя столовые приборы, Вы изначально пользуетесь некошерной посудой. А это запрещено, как было указано выше. Поэтому в любом случае придется мягко попросить положить Вам еду в одноразовую посуду или же запастись заранее собственными столовыми приборами. Если Вам уже положили еду на тарелку, при возможности следует ее переложить в одноразовую посуду или есть руками на весу («Кашрут» 23:29).
В заключение добавим: находясь в окружении нерелигиозных родственников или знакомых, следует беспокоиться не только о соблюдении законов кашрута. Нельзя также забывать о том, что наше поведение в таких местах должно соответствовать сказанному: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир» (Мишлей 3, 17). Поэтому даже когда необходимо отказаться от предложенного угощения или уклониться от какого-либо запрещенного действия, это следует делать в максимально мягкой и интеллигентной форме, чтобы не задеть чувства другого человека. Тем более что, как правило, в таких ситуациях, на нас смотрят как на представителей религиозного общества в целом. Потому в такие моменты надо действовать еще более аккуратно, взвешенно и тактично.
C уважением, Моше Сытин
Ципора Харитан
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Александр Ротенберг
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Мирьям Климовская
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону