Темы: Звулун, Иссахар, Ковчег Завета, Изучение Торы, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! В Шмот 25:14-15 сказано: «И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них. В кольцах ковчега будут шесты; не должны они отниматься от него». Зачем было делать шесты съемными, если их все равно запрещено вынимать? Артем
Здравствуйте, уважаемый Артем,
В книге «Хафец Хаим: жизнь и деятельность»[1] приводится одна из речей великого еврейского мудреца, Хафец Хаима. Как мы знаем, каждый элемент в Мишкане и в Иерусалимском Храме, кроме выполнения своей основной функции, «намекал» на важнейшие моменты в мироздании. Это относится, среди прочего, и к ковчегу, и к шестам, которые были вложены в кольца по его сторонам. Вот как объясняет это Хафец Хаим:
Из того, что сказано в недельной главе Трума[2], мы можем понять намек. Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, должен был быть покрыт ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ. С другой стороны, шесты ковчега должны были быть покрыты ЗОЛОТОМ, но не «чистым золотом». Как известно, Ковчег «символизирует» тех, кто изучает Тору[3]. А шесты — тех, кто поддерживает это изучение. Различие, о котором сказано выше — между качеством золота на Ковчеге и качеством золота на шестах, — показывает: от тех, кто удостоился поддерживать изучение Торы материально, не будет требоваться такой высокий духовный уровень, как от тех, кто занимается самим этим изучением[4].
Сказано также: «В кольцах Ковчега будут шесты; не должны они отниматься от него». То есть даже тогда, когда Ковчег находится в Святая святых[5], шесты должны быть вместе с ним. Здесь содержится намек: тому, кто поддерживает изучение Торы, запрещено прекращать поддержку даже на время, и благодаря этому удостоится он быть в Грядущем мире рядом со знатоком Торы, которого поддерживал, — на духовном уровне, подобном уровню этого мудреца. Как сказано об этом в Торе (Дварим 33:18): «Радуется Звулун при выходе своем, и Иссахар в своем шатре»[6]. Наши мудрецы трактуют эти слова так: уходя из этого мира — радуется Звулун, ведь в Грядущем мире его место будет в шатре мудрецов Торы, вместе с Иссахаром!
Рассказывают о двух друзьях. Один был известным раввином, жил в Иерусалиме. Он был великим праведником и знатоком Торы. Долгие годы его материально поддерживал друг, занимавшийся бизнесом. Оба они дожили до преклонных лет, и в день, когда раввина вызвали в Небесную ешиву, умер и его друг. Настолько его душа была связана с душой мудреца, которого он поддерживал…
Можно осуществить поддержку тех, кто изучает Тору и через наш сайт, например, тут: toldot.ru/money/limud/talmud/ или тут: toldot.ru/money/hesed/.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] «הח"ח — חייו ופעלו», с. 500.
[2] Шемот, 25:11, 13
[3] Они — вместилище Торы, и Ковчег вмещал скрижали, на которых записана Тора.
[4] По всей видимости, имеется в виду требование, предъявляемое человеку Небесами, — его спрашивают обо всем, чем он должен был заниматься в этом мире.
[5] А не переносится при помощи шестов.
[6] Речь идет о двух коленах из колен Израиля: колено Иссахара изучало Тору, а колено Звулуна занималось бизнесом, поддерживая своих братьев, изучающих Тору.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Звулун бен Яаков (זבולן; 2199—2323 гг. /1561—1437 гг. до н.э./) — десятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Хава Куперман,
из цикла «12 колен Израиля»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Иссахар бен Яаков (יששכר; 2197—2319 гг. /1563—1441 гг. до н.э./) — восьмой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Гади Поллак
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Арон Абрит
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону