Темы: Суббота, Беременность, Спасение жизни, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, моя жена находится в начале девятого месяца беременности. Беременность проходит довольно тяжело. Врач сказал, что жена должна следить за движением плода и если она не будет чувствовать движений долгое время, немедленно ехать в больницу, т.к. это может быть опасно для ребенка. А что нам делать, если это случится в Шаббат?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Если существует опасность для плода, безусловно, необходимо ехать в больницу даже в субботу и делать все необходимое для его спасения. Это ни в коем случае не считается нарушением субботы, а наоборот — выполнением заповеди спасения человеческой жизни.
Дело в том, что, во-первых, если, не дай Б-г, с плодом, что-то случается, то в большинстве случаев это является угрозой для жизни матери (Рош, Йома 8:13). А, как известно, человеческая жизнь является высшей ценностью. Поэтому, когда человеческой жизни угрожает опасность, разрешено нарушать субботу ради ее спасения. Этот закон выводится из следующего стиха Торы (Ваикра 18:5): «Соблюдайте уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жить ими». Талмуд (Йома 85 б) объясняет: «…жить ими, а не умирать из-за них», т.е. когда соблюдение заповедей может поставить под угрозу человеческую жизнь, даже самый строгий запрет Торы отменяется. Это относится не только к субботним запретам, но и ко всем остальным запретам за исключением идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства.
Во-вторых, даже если теоретически жизни матери не угрожает опасность, все равно необходимо ехать в больницу, поскольку спасение жизни плода также является достаточным основанием для нарушения субботы (Бе-аг, автор Галахот Гдолот, приводит Торат а-Адам; Ритва, Нида 44 б; Беур Галаха 330). В данном случае приведенное выше объяснение — «будет жить ими» — неприменимо, т.к. плод еще не является полноценным живым человеком. У этого закона — иное обоснование. Спасать жизнь плода необходимо либо в соответствии с принципом, приводимым в Гемаре (Йома, 85 б): разрешено нарушить одну субботу, чтобы дать человеку таким образом возможность соблюсти множество суббот; либо поскольку разрешено нарушать субботу даже для спасения «потенциальной» жизни, еще не начавшейся (Беур Галаха 330).
Если некоторое время движения плода не ощущаются, врачи советуют съесть что-нибудь сладкое и полежать на боку, это зачастую приводит к возобновлению движений плода (Орхот Шабат 20, прим. 80).
Пусть Всевышний пошлет легкие роды Вашей жене.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву мне читать, чтобы зачать и родить сына?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону