Темы: Жених, Свадьба, Яков Шуб, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОдин из членов нашей общины на этой неделе женится. В этот Шабат его вызывали к Торе, забрасывали конфетами и т.п. Однако, к сожалению, никто не мог объяснить, откуда пошел этот обычай. Может быть, вы поможете?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в субботу перед свадьбой принято устраивать особые праздничные «мероприятия» в честь жениха. Эта суббота также имеет особое название — Шабат хатан («Суббота жениха»). Есть у неё и другое название — ойфруф, что означает «вызов подняться [к Торе]».
Принято вызывать жениха к Торе для чтения последнего отрывка (мафтир), а также отрывка из Пророков (афтара). Затем его забрасывают конфетами, иногда орехами и т.п. Обычно их кидают женщины со своих мест, но если это неудобно, то мужчины тоже принимают участие. Это вызывает особую радость у детей, которые незамедлительно устремляются за «добычей». В это время напевают специальную праздничную мелодию. После молитвы принято устраивать Кидуш в честь жениха.
Существуют несколько объяснений этого обычая:
— Раньше было принято устраивать свадьбы в пятницу, перед субботой (отчасти это объяснялось возможностью сократить расходы, совместив свадебную трапезу с субботней). Соответственно, невеста начинала отсчет семи чистых дней за неделю до этого. Таким образом, суббота перед свадьбой была своего рода началом подготовки в свадьбе и ознаменовывалась праздничными обычаями, описанными выше. Поэтому даже сегодня, когда свадьбу устраивают и в другие дни недели, обычай радовать жениха и невесту в субботу перед свадьбой остается актуальным (Нисуин кэ-Илхатам, гл. 6, Мин-аг Исраэль Тора, 4, стр. 167 на осн. Рашбо, Мишмэрэт а-Байт, стр. 167).
— В Гемаре (Ктубот 8а) сказано, что раньше было принято произносить праздничные вставки в Зимуне — приглашении к благословению после трапезы — в доме жениха задолго до самой свадьбы, а именно с момента начала предсвадебных хлопот. И хотя со времён разрушения Храма праздничную вставку произносят только в первые семь дней после свадьбы (Шулхан Арух 62:17), мы всё же видим, что радость по поводу приближающейся свадьбы ощущается задолго до неё. Как известно, свадьба является одним из самых радостных событий в жизни человека, ведь только вступив в брак, человек может достичь совершенства. А поскольку сложно ощутить эту радость в полной мере «за один раз», следует готовиться к ней постепенно, т.е. с помощью праздничных обычаев, которые начинают соблюдать уже в субботу перед свадьбой (Шаарей Нисуин 1:2, 9).
— В Гемаре (Шабат 130а) сказано, что заповеди, которые евреи приняли с радостью (например, брит-мила — заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью. Это можно легко понять: если начало было хорошим, то и продолжение окажется соответствующим. Поэтому радовать жениха и невесту — важная заповедь: помочь им начать семейную жизнь в радости. А первым кирпичиком являются праздничные «мероприятия» в честь жениха в субботу перед свадьбой (Шабат хатан). Ведь если заложен хороший фундамент, на нём можно выстроить крепкое здание.
С уважением, Яков Шуб
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Толдот Йешурун
Рав Бенцион Зильбер и отцы жениха и невесты ведут его под хупу.
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Разные авторы
Лица прошлых веков — Жених 1900-1920 года.
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Зачем нужна Хупа?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Александр Витков
Ветеран Великой Отечественной войны — Витков Борис Моисеевич.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хава Куперман
Неизвестный автор
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши