Темы: Благословение коэнов, Обувь, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВо время службы в Советской армии у меня была такая ситуация. Мы, офицеры-евреи, иногда собирались молиться. Делали это тайно, по известным причинам. Меня, как единственного коэна в воен. городке просили произносить биркат коаним (благословение коэнов). Я снимал сапоги и произносил благословение босиком. Недавно я узнал, что нет требования снимать высокую обувь, а можно выполнять биркат коаним обутым, правда ли это?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Достойно уважения Ваше старание соблюдать заповеди даже в таких непростых условиях, как в Советской Армии.
Заповедь коэнам благословлять евреев — это заповедь из Торы, она выполняется и в наше время, и даже за пределами Эрец-Исраэль (Шаарей Циюн 128:137), как сказано (Бэмидбар 6:23): «Так благословляй сыновей Израиля». Виленский Гаон говорит, что благословение коэнов совершенно и содержит упоминание всего, что необходимо человеку.
В Талмуде (Сота 40а) сказано, что коэнам необходимо снять обувь, когда они благословляют молящихся. Причина постановления — опасение, что если у коэна порвется ремешок, которым в те времена завязывали обувь, то он постесняется благословлять в таком виде и отойдет оттуда, где другие коаним произносят благословение, чтобы поправить ремешок. Из-за этого люди подумают, что он не благословляет вместе со всеми, поскольку с его родословной есть проблема, из-за которой ему запрещено благословлять. На нашем сайте есть даже короткометражный фильм на эту тему Почему коэны благословляют народ босиком?.
Это постановление распространяется на любые виды кожаной обуви независимо от того, есть там ремешки и шнурки или нет, а также на любую некожаную обувь с ремешками и шнурками (Бейт Йосеф, Мишна Брура 128:15). Однако строго по букве закона оно не распространяется на высокие сапоги. А некоторые галахические авторитеты «устрожают» — требуют снимать сапоги, если они сделаны из кожи (Шулхан Арух, Рамо 128:5).
Даже те, кто разрешает произносить благословение коэнов в высоких сапогах, согласны, что это не относится к сапогам, в которых обычно человек ходит по улице. Ведь они пачкаются в грязи, и стоять в них перед людьми — неуважение к общине (При Хадаш, Мишна Брура 128:18). В любом случае, сегодня принято, что все коаним снимают любую обувь перед благословением (респонс Зэра Эмет 14, Минхат Ицхак 10:11).
Следует отметить, что это относится только к обуви. Снимать носки нет необходимости, т.к. обычно в присутствии уважаемых людей без носков не ходят (Мишна Брура 128:18).
Что касается непосредственно Вашего вопроса: современные галахические авторитеты обсуждали различные ситуации, в которых по некоторым причинам коэнам приходится оставаться в обуви, в частности, пожилым или больным (например, когда у коэна протезы и т.п.; респонс Минхат Ицхак 10:11, Игрот Моше 2:32, Циц Элиэзер 14:11). Очевидно в Вашей ситуации, когда необходимо было молиться тайно, приняли бы во внимание следующие обстоятельства: речь шла о высоких сапогах, и тем более, их носил офицер, в обязанности которого входит, чтобы сапоги были всегда начищены. В любом случае, насколько я понимаю, в данный момент этот вопрос не имеет практического значения.
С уважением, Яков Шуб
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Толдот Йешурун
У Стены Плача собираются тысячи коэнов, которые благословляют собравшихся на площади евреев...
Рав Бенцион Зильбер
Почему коэны покрываются талитом?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Гади Поллак
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону