Темы: Воспитание детей, Нетилат ядаим, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Подскажите, пожалуйста, некоторые вопросы по поводу малыша. В каком возрасте ему нужно делать утренний нетилат ядаим (омовение рук)? Пока он маленький, он постоянно в ночной туме (ритуальная нечистота)? Нужно ли родителям посреди ночи делать нетилат ядаим, вставая к кричащему малышу?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Обязанность омывать руки с утра после пробуждения распространяется как на мужчин, так и на женщин. Подробнее о том, как правильно омывать руки см. Почему утром мы омываем руки по очереди, а перед трапезой — два или три раза каждую руку?.
Необходимо, чтобы дети также омывали руки с утра (Мишна Брура 4:10). В книгах по Еврейскому Закону точно не определен возраст, с которого это следует делать. По мнению автора Мишны Бруры обязанность омывать руки связана с тем, что после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Соответственно, пока не омыли руки, запрещено дотрагиваться до еды. Значит, и омывать руки ребенку необходимо с того возраста, когда он начинает дотрагиваться до еды руками.
Шулхан Арух а-Рав (4:2) дает другое объяснение: пока человек спит, его душа поднимается вверх, а тело наполняется ритуальное нечистотой. Когда утром он просыпается, душа возвращается в тело, ритуальная нечистота уходит и только на руках остается ее часть. Однако ритуальная нечистота входит только в то пространство, где до этого была святость. Соответственно, омовение рук становится обязательным только с 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек, когда они достигают совершеннолетия и их души приобретают настоящую святость. Далее Шулхан Арух а-Рав говорит, что возраст, с которого душа начинает приобретать святость, это возраст, когда ребенка начинают приучать к заповедям (приблизительно 6—7 лет). Получается, что уже с этого возраста ребенок должен омывать руки. А еще лучше — омывать ребенку руки с момента выполнения первой заповеди по отношению к нему, а именно, заповеди обрезания.
Многие величайшие раввины прошлого поколения также рекомендуют устрожать в этом случае соблюдение закона и начинать омывать детям руки уже с самого раннего возраста. Они объясняют, что это способствует успешному воспитанию детей и положительно влияет на их богобоязненность и способность к изучению Торы (Орхот Рабейну 3:194 от имени Хазон Иша, Тшувот вэ-Анhагот 2:1 от имени Рава из Бриска).
Следует отметить: всё сказанное относится к омовению рук с утра после ночного сна. После дневного сна для детей такой обязанности не существует (При Мегадим 4:7, Алихот бат Исраэль 1, прим. 22 от имени Рава Мойше Файнштейна).
Точно так же и мама после утреннего пробуждения должна омыть руки прежде, чем начнет заниматься ребенком, поскольку, как было сказано, после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Поэтому до омовения рук нельзя дотрагиваться до «отверстий» в теле: рта, носа, ушей и т.п. Но когда мама просыпается ночью, чтобы дать ребенку соску или накрыть его, ей по многим мнениям разрешено это делать, даже не омывая руки. При этом необходимо также стараться не дотрагиваться до упомянутых выше органов (Алихот бат Исраэль 1:6).
С уважением, Яков Шуб
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Кто постановил омывать руки перед трапезой?
Рав Барух Рабинов
Если кто-то делал омовение передо мной и не соблюл всех правил, вода на ручке ковшика нечиста?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону