Темы: Суббота, Досуг, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Вопрос предназначается раву Якову Шубу. Шалом, Рав! Можно ли в шабат собирать пазл? С уважением, Николай
Уважаемый Николай,
Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено складывать в субботу пазл, где части картинки соединяются между собой или складываются в специальную рамку, т.к. это является рисованием — работой, производной от «писания» (котев), одной из 39 работ, запрещенных в субботу.
Суть игры «пазл» заключается в собирании заранее нарисованной картинки или надписи из имеющихся маленьких фрагментов, которые соединяются между собой. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, надо разобрать два вопроса:
Безусловно, в рамках ответа на сайте нет возможности разобрать эти вопросы детально, поэтому ограничимся лишь рассмотрением основных идей.
Рамо (респонс 119) детально разбирает этот вопрос и приходит к заключению, что в субботу разрешено открывать и закрывать такую книгу потому, что соединение и разделение частей букв не считается писанием и стиранием. К такому выводу он приходит на основе гемары в трактате Шабат (104 б), где сказано, что человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом, нарушил запрет Торы. Гемара объясняет: причина в том, что человек написал буквы в субботу и, таким образом, нарушил запрет. А тот факт, что буквы находятся не рядом, не является существенным. А написание двух букв подряд — минимальное «количество» письма, при котором запрет считается нарушенным. Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то нет проблемы в том, чтобы соединять и разъединять их. Еще один довод, который приводит Рамо: все элементы надписи были созданы, соединены и «подготовлены к употреблению» до субботы.
Маген Авраам (340:10) считает, что в субботу нельзя пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это является нарушением запрета котев (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к поверхности рассматривается как писание на поверхности и, соответственно, запрещено. С одной стороны, можно было бы сказать, что этот запрет относиться только к ситуации, когда буква или ее часть была до этого «вырезана» и не находилась ни на какой поверхности. Но если буква или ее часть уже была написана на какой-то поверхности, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться писанием. Ведь у этой буквы есть «своя» поверхность (см. Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64).
Однако некоторые галахические авторитеты не только соглашаются с постановлением Маген Авраама, но и расширяют его, утверждая, что запрещено не только помещать буквы или части букв на поверхность, но и соединять их или помещать в какую-либо рамку независимо от того, есть у них «своя» поверхность или нет (Игрот Моше 1:135).
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
А кукол?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Гади Поллак
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гитель Итахова
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону