Темы: Цдака, Душа, Траур, Катастрофа, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, пожалуйста, как можно мне почтить память родной сестры моей прабабушки, закопанной немцами под Харьковом в 1941 году? Я и моя мама положили камни рядом с могилой моей прабабушки в память о ней. Камни от бабушки, мамы, меня и моей дочери. И один как основу, плиту. Но ощущение, что хотели, как лучше, а получилось все плохо и неправильно. Мы живем в России. У нее нет ни памятника, по ней никогда не читалась молитва. Подскажите, пожалуйста, как нам быть?
Большое спасибо за Ваш вопрос. К сожалению, миллионы жертв нацистов во время Второй мировой войны не были погребены в соответствии с еврейским законом. Зачастую неизвестна ни дата смерти, ни даже место захоронения этих людей. Поэтому, как ни прискорбно, нет больших возможностей что-то сделать для их тел. Однако постоянно существует возможность помочь душам этих людей.
Свобода выбора правильных и неправильных поступков, продуктивных или разрушительных действий существует только в этом мире. В будущем мире, мире душ, человек пожинает плоды своих действий, как правильных, так и неправильных, совершенных при жизни. В нашем же мире у человека практически постоянно существует возможность расти, меняться, совершенствоваться и жить более одухотворенной жизнью. Когда человек умер — время для достижений прошло. Тем не менее, у души все еще остается возможность подняться на более высокие уровни даже после смерти. Живущие, в особенности, дети и родственники умерших, имеют уникальную возможность улучшить положение душ в будущем мире.
Дети являются продолжением родителей, эта глубокая связь между ними всегда существует и не прерывается даже после смерти. Благодаря этой неразрывной связи действия детей в нашем мире могут повлиять на положение душ родителей в будущем мире. Когда дети делают что-то хорошее, достойное и святое, выполняют заповеди, идут путями Торы и делают это с намерением принести пользу душе покойных родителей, души родителей поднимаются и достигают новых уровней в своем мире.
Чтение поминальной молитвы Кадиш в первый год после смерти и далее в годовщину смерти, безусловно, является удачным «способом» принести пользу душе умершего, но это далеко не единственный способ. Если дети изучают Тору или даже помогают изучать Тору другим людям, это также возвышает душу покойного, помогает ей подняться. Поэтому принято изучать Тору и давать пожертвования на изучение Торы в память умерших родителей и родственников. Еще одним путем возвышения души умершего является благотворительность (цдака) и добрые дела в память о нем.
Когда человек приносит добро в этот мир в память о тех, кто умер, то умерший человек, по сути, становится инициатором улучшения этого мира. Благодаря этой заслуге его душа возвышается и достигает новых уровней в следующем мире.
С уважением, Яков Шуб
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Ефим Свирский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Овадья Климовский
Извне будет губить меч, а в домах — ужас?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону