Темы: Батшева, Шломо, Танах, Брак, Давид, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня вот какой вопрос. В Торе сказано, что близкие родственники не должны вступать в интимную связь. Это тяжкий грех. Как же следует понимать попытку сына Давида свататься за его жену (наложницу) Ависагу? И почему это так встревожило царя Шлома? П.
Шалом, уважаемый П.!
Вы совершенно правы — на вдове отца жениться не разрешается. Однако Авишаг не была женой Давида. Из самого текста и пояснений комментаторов видно больше — она не была даже его наложницей, а только прислуживала ему, как было объявлено народу, когда искали подходящую кандидатуру. И хоть она грела его, лежа рядом, Давид ни разу не познал ее как женщину. Поэтому она была разрешена тому из его детей[1], кто станет царем. Не любому, а именно царю — так как она была в услужении у царя, никто иной не имел права жениться на ней. И здесь мы подходим к ответу на Ваш второй вопрос — почему царь Шломо так остро отреагировал на просьбу Адонияу отдать ему в жены Авишаг. Он прекрасно понял, что брат не собирается отступать от своего намерения захватить трон[2] и женитьба на бывшей служанке (которая в глазах других людей была кем-то большим, чем простая прислуга) царя Давида стала бы очередным политическим ходом в подготовке к перевороту. Сама просьба выглядела невинной: если, мол, сам не хочешь жениться на ней, разреши мне — я ведь, все же, принц, как и ты. Однако мудрому Шломо было ясно: если бы Адонияу это удалось, он не преминул бы воспользоваться этим для политической интриги. Ведь тем самым он получил бы возможность убеждать всех, что он — истинный наследник престола, поскольку другой не имел права жениться на ней. Разгадав намерения брата, Шломо расценил их как покушение на корону, что по Закону карается смертью.
Остается, правда, вопрос: на что рассчитывал Адонияу, посылая Бат-Шеву с такой просьбой? Известные комментаторы Танаха не писали об этом, оставляя нам возможность поразмыслить. От ученых людей я слышал, что Адонияу поручил Бат-Шеве не передавать его просьбу царю Шломо, а попросить самой. Он надеялся, что если Бат-Шева скажет так: все же обидели человека, отняли царство, на которое он, может, и необоснованно, но рассчитывал. Так хотя бы разреши ему жениться на Авишаг, если сам не хочешь. Шломо, скорее всего, не стал бы отказывать матери и поступился бы такой малостью. Но известно, что Шауль потерял возможность передать корону сыновьям именно из-за подобной малости — поступиться честью трона. Вероломный брат подождал бы несколько лет, а потом обратил бы внимание общественности на тот факт, что на Авишаг женат именно он, а не Шломо. И позаботился бы о том, чтобы никто не узнал, что это произошло благодаря просьбе Бат-Шевы. Расчет Адонияу был верен во всем, кроме одного — он недооценил проницательность брата…
С уважением, Овадья Климовский
[1] Это подсказывает и простая логика — ведь если бы она в принципе была запрещена детям Давида как наложница отца, Бат-Шева сама пристыдила бы Адонияу за то, что обращается к ней с такой просьбой, и тем более не пошла бы ходатайствовать за него перед Шломо.
[2] Ему также было известно о сговоре брата с людьми, занимавшими при царе Давиде ключевые посты в государстве. Шломо понимал, что именно они подбивают Адонияу укреплять свои позиции, надеясь на получение должностей, когда он захватит трон.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону